Что такое фудшеринг и его потенциал в России

31.01.2024
9,5 минут
Автор
Юлия Фетисова

Шеринг-проекты вроде авто на прокат (каршеринг) и съема жилья сегодня знакомы многим. В меньшей степени в России известен фудшеринг, хотя эту технологию уже не первый год обсуждают в российских СМИ и властных кругах, а сейчас проект закона о фудшеринге отдан на рассмотрение в правительство. В этой статье предметно разберемся с понятием и узнаем все главное о фудшеринге в российском контексте.

Фудшеринг как он есть: суть понятия

Фудше́ринг (буквально «делиться едой»: от англ. food – «еда», share – «делиться») в самом общем плане означает практику передачи ненужной хорошей еды тем, кто в ней нуждается.

В разных материалах о фудшеринге можно встретить такие его определения: «когда люди с кем-то делятся едой» или «международное экологическое движение против растраты пищевых ресурсов». Они верны лишь отчасти. Так, фудшеринг реализуется не только людьми (частными лицами), но и компаниями в сотрудничестве с некоммерческими организациями. А акцент на экологической составляющей эти организации долгое время вообще не делали.

Что же составляет смысловое ядро фудшеринга?

1) Этический аспект:

в основе фудшеринга – идея рационального использования продуктов питания. Еда – это ценность, требующая больших трудозатрат. В традициях всех народов мира всегда было бережное отношение к ней.

2) Экологический:

на производство еды тратится большое количество ресурсов, поэтому хорошие продукты не должны быть выброшены. Тем самым мы снижаем нагрузку на природу: сдерживаем рост свалок, не создаем новых вредных выбросов в атмосферу.

3) Социальный аспект:

фудшеринг – это особый вид продуктовой (отчасти и товарной) благотворительности, благодаря которому нуждающиеся люди могут бесплатно получить продукты питания и другие товары.

Таким образом, в качестве рабочего определения фудшеринга мы рассматриваем следующее:

Фудшеринг – это технология перераспределения не востребованных бизнесом или людьми, но качественных и пригодных к употреблению продуктов и товаров в пользу нуждающихся.

История фудшеринга

Стихийный фудшеринг существовал всегда, а вот в качестве организованной технологии он зародился в 1967 году, когда американец Джон ван Хенгель создал первый в мире банк еды под названием St. Mary’s Food Bank.

Позже эта организация выросла в целую сеть продовольственных банков для сбора у бизнеса нереализованных товаров в помощь нуждающимся – Feeding America. Вслед за ней собственные банки еды стали появляться на разных континентах, в 2006 году их объединила всемирная ассоциация Global FoodBanking Network: сейчас в нее входят организации из 50 стран.

Однако сам термин «фудшеринг» возник только в 2012 году, с появлением немецкой онлайн-платформы Foodsharing.de, где излишками еды делятся друг с другом обычные пользователи – на данный момент уже около 500 тыс. человек из Германии, Австрии, Швейцарии и других европейских стран.

В том же 2012 году первая фудшеринговая организация появилась в России: заработал благотворительный фонд «Банк еды «Русь», который сегодня обеспечивает около 90% фудшеринга в стране.

Сегодня «Русь» работает в 60 регионах РФ, и за 11 лет работы фонд принял и передал нуждающимся 60 млн кг продуктов и товаров на сумму порядка 10,3 млрд рублей.

С 2015 года в Санкт-Петербурге и Москве стали появляться волонтерские инициативы по примеру упомянутого выше немецкого проекта, а в 2021 году на базе такого волонтерского движения возник фудшеринговый проект «АНО Фудшеринг».

С 2015 года также начали действовать фудшеринговые сообщества в соцсетях, одно из самых крупных – «Отдам даром еду» в ВКонтакте. В них публикуются объявления о готовности бесплатно отдать продукты и готовые блюда и от простых людей, и от заведений торговли и общепита (зачастую инкогнито).

Какие товары и почему отдают на фудшеринг

Причины, почему товары остаются невостребованными, могут быть разными:

– истекающий (но не истекший) срок годности;

– перепроизводство / избыточный урожай;

– в аграрном секторе – неэстетичный вид и нестандартный размер овощей/фруктов;

– падение спроса из-за трендов в обществе;

– низкие продажи из-за конкуренции;

– ошибки в логистике, сбои в поставках;

– сезонный фактор;

– технические ошибки (маркировка и т.д.).

Чаще всего передают скоропортящиеся продукты, такие как овощи, фрукты, рыба, мясо, хлеб и выпечка, молочная продукция, кондитерские изделия.

Добросовестные фудшеринговые организации строго отслеживают сохранение качества продуктов. Так, для перевозки замороженных или молочных продуктов используют специальные рефрижераторы.

Фудшеринговые организации также могут принимать и раздавать нуждающимся самые разные товары в категории первой необходимости: средства гигиены, бытовую химию, канцелярские товары, одежду и обувь и другие.

Как работает фудшеринг

Фудшеринг от бизнеса бывает легальный и нелегальный, или теневой .

В случае легального фудшеринга передача продуктов и товаров фиксируется документально, имеются все необходимые свидетельства, подтверждающие качество и пригодность к употреблению продуктов и товаров.

Донорами от бизнеса могут выступать:

– производители и сельхозпроизводители,

– торговые сети и обычные магазины,

– пекарни, булочные и кондитерские,

– овощебазы и фермерские хозяйства,

– точки общепита, в том числе в отелях,

– кейтеринговые организации,

– службы питания на борту

и т.д.

В зависимости от того, кто выступает донором и реципиентом, выделяют разные виды легального фудшеринга: промышленный, розничный, агрофудшеринг.

Если доноры от бизнеса передают продукты без оформления документов, то такой фудшеринг является нелегальным, или теневым . В таких случаях от фудшеринговой организации обычно приходит волонтер и просто забирает продукты (допустим, хлеб в конце дня из пекарни). Для отчетности делают фото волонтера с продуктами в руках.

В свою очередь, фудшеринг p2p (people to people, т.е. от людей к людям) можно назвать стихийным . Через фудшеринговые сообщества в соцсетях и мобильные приложения лишней или ненужной едой могут делиться друг с другом обычные пользователи.

Там также нередко публикуются объявления от кафе, пекарен, овощебаз. Бывают и раздачи от «тайных партнеров», когда магазины и кафе хотят остаться инкогнито – это тоже пример теневого фудшеринга. Продукты забирают те, кто успевает первым ответить на объявление. При этом получатель и жертвователь юридически не закрепляют их передачу.

Как выбрать партнера для легального фудшеринга

При выборе фудшеринговой организации для сотрудничества стоит обратить внимание на целый ряд параметров – опыт, репутацию, юридическую чистоту, широту партнерских связей и т.д.

Для оперативной доставки помощи фудшеринговой организации важно иметь хорошо отлаженную логистику, достаточное количество волонтеров и другие возможности для быстрого распределения продуктов. Подробнее о необходимых характеристиках читайте в нашем специальном материале.

Схема легального фудшеринга с прямой раздачей обычно строится по такой цепочке:

1. Сотрудники партнеров-доноров – организаций общепита, торговли – отбирают часть продукции с подходящими сроками годности и сообщают партнеру-НКО о наличии таких товаров.

2. При отгрузке волонтеры фудшеринговой организации проверяют качество и сроки годности продуктов, целостность упаковки и т.п. Если все в порядке, стороны подписывают документы о приеме-передаче.

3. После доставки на склад волонтеры оперативно формируют наборы и доставляют их нуждающимся из базы благополучателей фонда.

Кому бизнес и НКО помогают с помощью фудшеринга

Невостребованные продукты и товары передают тем, кто не может себе их позволить по разным причинам:

– нуждающимся многодетным семьям;

– семьям, в которых есть ребенок или один из родителей ограничен в своих возможностях;

– семьям в трудной жизненной или чрезвычайной ситуации в результате природных катаклизмов;

– одиноким пожилым людям.

На фудшеринг можно передавать корм для кошек и собак, который профильные организации доставляют в приюты для бездомных животных.

Потенциал фудшеринга

Еще в 2019 году ТИАР-Центр оценил потенциал фудшеринга в России в 1 млн тонн продуктов, которые можно сохранить для раздачи нуждающимся.

В банке еды «Русь» подсчитали, что нужно перераспределять порядка 1,2 млн тонн продуктов, чтобы обеспечить едой абсолютно всех россиян, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В данный момент один только банк еды «Русь» привлек более 70 партнеров – представителей крупного и среднего бизнеса – к инициативе постоянно подключаются новые компании.

По итогам 2023 года торговая сеть «Магнит» в сотрудничестве с банком еды «Русь» передала нуждающимся около 300 тонн продуктов. Начав свою программу фудшеринга летом 2022 года с дарксторов в Москве и Санкт-Петербурге, «Магнит» постепенно расширяет ее географию: в 2023 году в торговой сети запустили фудшеринг на базе магазинов больших форматов сразу в нескольких городах.

Другой крупный игрок рынка ритейла, X5 Group, в 2023 году в рамках фудшеринга передал нуждающимся более 56 тонн продуктов и непродовольственных товаров в сотрудничества с банком еды «Русь» и АНО «Фудшеринг». Проект охватывает 10 городов, и к нему подключены 62 магазина сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток», 11 дарксторов и 1 распределительный центр.

ООО «Петропродукт-Отрадное» – постоянный партнер банка еды «Русь» в направлении промышленного фудшеринга с 2017 года – в рамках очередного пожертвования осенью 2023 года выделило единоразово более 400 тонн продукции.

Фудшеринг в России: через тернии к отмене НДС

Программы по фудшерингу держатся исключительно на доброй воле и гражданской сознательности бизнеса. Предпринимателям в России намного выгодней утилизировать продукты, чем пожертвовать: по действующему законодательству, переданная на благотворительность продукция требует стандартной уплаты НДС в размере 10–20%. При утилизации же налоговое обременение отпадает.

Сейчас на рассмотрении Правительства РФ находится проект закона о фудшеринге, содержащий предложение об отмене НДС на некоторые категории товаров при условии, что на фудшеринг будет отдано не более 1% от их оборота.

Если такой закон будет принят, эксперты ожидают возрастания объемов фудшеринга в России в десятки раз.

Барьеры для развития фудшеринга в стране

Кроме вопроса с НДС есть еще ряд препятствий для массового внедрения практики фудшеринга в России:

– передачу многих продуктов и готовых блюд сильно ограничивает строгое санитарное законодательство;

– организовать передачу на фудшеринг некоторых видов продуктов крайне сложно из-за специальных систем учета;

– организация фудшеринга требует от бизнеса инвестиций – настройки учетных систем, выделения на эти цели рабочего времени персонала, его обучения и т.д.;

– местные чиновники недостаточно информированы о преимуществах фудшеринга и не готовы вводить изменения, развивать инфраструктуру для продвижения фудшеринга в регионах;

– имиджевая проблема: отношение к фудшерингу как к способу реализации просрочки, что не соответствует действительности, и др.

«Медиапроект “Про фудшеринг” создан для того, чтобы снимать многие существующие барьеры благодаря планомерному информированию и обучению по вопросам фудшеринга делового сообщества и представителей государственной власти», – объясняет Анна Алиева-Хрусталёва, автор медиапроекта «Про фудшеринг», вице-президент банка еды «Русь».

Подписывайтесь на новости проекта и следите за нами каждый день в социальных сетях:
Телеграм-канал «Про | фудшеринг»
Сообщество VK «Про | фудшеринг»

Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты.

Фотографии – Егор Гольдин, unsplash.com, foodbank.org.au