Корпоративное волонтерство в банке еды: бодрость и ментальная перезагрузка

05.12.2023
10 минут
Автор
Ольга Хромова

Корпоративное волонтерство полезно для всех вовлеченных сторон: некоммерческие организации получают поддержку, сотрудники-волонтеры – новый опыт, эмоции и нетворкинг, а компания укрепляет свой имидж в глазах стейкхолдеров. Волонтерить можно по-разному: играть в футбол с ребятами из детских домов или устраивать концерты для пациентов хосписов, очищать от мусора целые парки или участвовать в благотворительном забеге в поддержку редких краснокнижных животных. Но сегодня мы поговорим о том, какие форматы корпоративного волонтерства предлагает компаниям банк еды.

Банк еды – благотворительный фонд, который помогает людям едой и товарами первой необходимости.
Волонтерское сообщество крупнейшего в стране банка еды «Русь» насчитывает 16 000 человек, часть из них – сотрудники компаний, которые участвуют в промышленном фудшеринге или просто разделяют принципы рационального производства и потребления.

Не только бизнес, но и много личного

«Традиция волонтерства сохранилась у нас еще с советских времен, – считает Наталья Шонина, руководитель студии консалтинга и обучения «Коннектикум» и автор одноименного сообщества специалистов по внутренним коммуникациям в Telegram. – Наши бабушки и дедушки активно вступали в ряды тимуровцев, участвовали в субботниках; существовали подшефные организации. После спада в турбулентный период раздела СССР, в 2005–2010 годах культура волонтерства получила новый виток развития – этому способствовала также Олимпиада в Сочи – 2014, после которой большинство федеральных компаний внесли волонтерские проекты в свои стандарты КСО (корпоративные стандарты социальной ответственности. – Прим. ред.).

Современному поколению стало действительно важно, какую Землю они оставят после себя своим внукам. Компании отвечают этому запросу и искренне разделяют беспокойство своих сотрудников о будущем. К сегодняшнему дню, по данным ВЦИОМ, 70% российских компаний уже имеют свои программы корпоративного волонтерства. 44% представителей бизнеса занимаются волонтерством, в первую очередь чтобы принести пользу обществу».

Вместе с тем от реализации добровольческих проектов компании имеют дополнительные бонусы: по данным исследований Deloitte и международного агентства Realized Worth, добровольчество улучшает климат в организации, укрепляет корпоративную культуру, повышает лояльность и вовлеченность сотрудников. А вовлеченность, в свою очередь, влияет на экономические показатели бизнеса: как показывают исследования международной консалтинговой компании Gallup, в компаниях с высоким уровнем вовлеченности персонала выручка на одного сотрудника на 26% выше, общая прибыль для акционеров – выше на 13%

По данным ВЦИОМ, в числе основных направлений волонтерства, которые выбирают компании: помощь детям и взрослым (сиротам, бездомным, инвалидам) – 48%, экологические проекты – 33%.
Уникальность волонтерства в банке еды в том, что это дает возможность решать насущные проблемы сразу в двух самых актуальных направлениях: социальном и экологическом.

Помогать
— людям: нуждающиеся семьи с детьми, пенсионеры получают доступ к продуктам питания и товарам первой необходимости;
— природе: технологии работы банка еды подразумевают снижение количества выбрасываемых продуктов, а значит, сдерживают рост свалок, выбросы вредных газов в воздух, которым мы дышим.

А еще – собирать и привозить корм животным в приютах. Расскажем, как – продолжайте читать материал.

Форматы волонтерства в банке еды

Банк еды может организовать волонтерский проект специально под компанию или предложить компаниям интеграцию в любой из существующих проектов. В каждом случае банк еды обеспечивает волонтеров всем необходимым: от продуктов и товаров, с которыми ведется работа, до перчаток, манишек, а иногда даже одноразовых масок или шапочек – если формат проекта требует использования такой основательной экипировки.

Корпоративная фасовка продуктов

Самый популярный формат волонтерства в банке еды – фасовка продуктов. Компании делают благотворительный взнос, на который фонд закупает продукты для нуждающихся. Сотрудники компании распределяют эти продукты в продуктовые наборы. Работа строится по принципу конвейера: кто-то из сотрудников отвечают за определенную категорию продуктов, а кто-то – за то, чтобы собрать из этих продуктов идентичные наборы.

«Сотрудникам офиса иногда хочется перестать заниматься интеллектуальным трудом. Просто занять руки, разгрузить при этом голову. Фасовка – как раз то, что нужно. Кроме того, в процессе сотрудники общаются в неформальной обстановке – получается тимбилдинг. Если на проект собирается группа из разных отделов организации, речь идет уже о кросс-функциональном налаживании связей»,комментирует Наталья Шонина.

«По запросу компании мы добавляем соревновательный момент: кто быстрее или больше наборов соберет. Веселье и азарт гарантированы!» – добавляет Ирина Антоненкова, руководитель Московского отделения банка еды «Русь».

Для проведения фасовки фонд может пригласить сотрудников к себе в офис или организовать мероприятие на территории компании – главное, чтобы для этого было достаточно места и можно было поставить столы.

Если фасовка проходит в офисе, то, по желанию, сотрудники могут принять участие в раздаче продуктов: встречать семьи, помогать в заполнении списков и ведомостей. Кроме того, волонтеры могут отвезти продукты лично тем, кто не смог за ними прийти. Многодетная семья, в которой маме не на кого оставить детей даже на час, или одинокая бабушка, которая с трудом ходит по своей квартире, очень радуются каждой доставке продуктов от банка еды. Для них помощь фонда – большое подспорье, а встреча с волонтерами – возможность пообщаться, рассказать свои истории и лично поблагодарить за заботу.

Формат корпоративной фасовки возможен и для тех компаний, которые участвуют в промышленном фудшеринге и передают собственную продукцию. В этом случае сотрудники распределяют продукцию своей компании, к которой, конечно, можно добавить и что-то еще.

ООО «Петропродукт-Отрадное» – постоянный партнер банка еды «Русь» в направлении промышленного фудшеринга с 2017 года. В начале ноября предприятие отметило очередное продуктовое пожертвование фонду проведением корпоративной фасовки с привлечением сотрудников.

За три часа работы команда волонтеров расфасовала 500 наборов весом почти 1,2 тонны. В наборы вошли товары как для детей (каши, пюре, пудинги), так и для всей семьи – соусы, кетчупы, майонез. Помощь получили многодетные семьи с детьми до 3 лет и одинокие пенсионеры. Всего в рамках очередного пожертвования компания выделила более 400 тонн продукции.

«Мы хотим, чтобы знание о возможностях фудшеринга и ответственное потребление были частью нашей корпоративной культуры, когда сотрудники готовы оказывать помощь не только в рамках корпоративного волонтерства, но и в свободное время со своими семьями», – объясняет Ирина Архипова, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию «Петропродукт-Отрадное».

Компания «Любятово» (входит в ГК «Черноголовка») – еще один старейший партнер банка еды «Русь» – этой осенью организовала целую серию корпоративных мероприятий для сотрудников, в числе которых – фасовка продуктов с участием популярных блогеров.

Галина Боб, Агата Муцениеце и другие звездные волонтеры в московском офисе банка еды «Русь» помогли разложить в наборы разные продукты питания, в том числе от самого бренда Любятово, и рассказали об этом событии миллионам подписчиков своих аккаунтов в социальных сетях, а также о том, как каждый может помочь продуктами людям, которые в этом нуждаются.
Волонтеры поделились и своим результатом: за время мероприятия им удалось сформировать 300 наборов общим весом 1,6 тонны.

Участие в продовольственном марафоне

Банк еды постоянно проводит продовольственные марафоны, в ходе которых посетители супермаркетов могут купить простой товар и сразу же – не отходя от кассы – пожертвовать его в фонд. Волонтеры здесь очень важны для привлечения внимания к марафону, ведь нужно общаться с покупателями, призывать к пожертвованию и раздавать информационные листовки. Тот, кто не любит быть на публике, может не коммуницировать с людьми, а просто помочь расфасовать собранные продукты в наборы.

Таким образом, банк еды может заранее связаться с компанией, желающей принять участие в продовольственном марафоне: согласовать количество участников и адреса супермаркетов, в которые эти участники выйдут волонтерами.

О разнице между технологиями «продовольственный марафон» и «фудшеринг» можно прочитать тут.

Участие в проекте розничного фудшеринга

Такой формат волонтерства подойдет для самых вовлеченных сотрудников, которые готовы тратить больше личного времени на помощь фонду. За сотрудниками закрепляются конкретные точки – дарксторы или кафе, из которых каждый вечер или в выходные нужно будет забирать продукты для передачи нуждающимся семьям день в день. Волонтеры сами договариваются с семьями, живущими неподалеку от точки: с кем-то можно встретиться у метро, кому-то – доставить продукты прямо домой.

Подробнее об одном дне волонтерства на таком проекте можно почитать в нашем специальном материале.

Выезды в приюты к бездомным животным

Казалось бы, весьма неожиданный формат для банка еды – но да, можно не только помочь нуждающимся людям, но и накормить животных. Точно так же, по принципу фудшеринга, компании – производители кормов для собак и кошек передают невостребованные товары в фонд.

Волонтеры могут не только отвезти корм в приюты, но и лично накормить всех четвероногих жильцов, а при большом желании – выгулять животное и вычесать ему шерстку.

Наталья Шонина добавляет, что волонтеров не надо мотивировать – желание помогать идет изнутри. ВЦИОМ говорит, что практически каждый пятый хочет стать волонтером, но не знает как. Получается, компании нужно выбрать свой формат волонтерства, а затем просто активно информировать и давать четкие инструкции сотрудникам по подключению к проектам.

Чтобы организовать корпоративное волонтерство в банке еды, нужно написать на Fundraising@foodbankrus.ru. Сотрудники фонда помогут выбрать подходящий формат и разработать информационные материалы для оповещения внутри компании.

Обложка – Егор Гольдин