Экологизация в тренде: зачем «озеленять» корпоративы
Зима близко, а новогодние корпоративы – еще ближе. По крайней мере, так точно кажется тем специалистам в компании, которые отвечают за его подготовку. Задача организаторов в последнее время значительно усложнилась: на фоне мусорной, климатической и других экологических проблем в мире растет запрос на более рациональный подход к проведению мероприятий. Как усилиям по экологизации корпоратива не превратиться в формальность «ради галочки», разбираемся в этом материале.
Истоки экологизации мероприятий в России
Экологизация мероприятий – логичное решение компаний для системного следования ESG- и ЭКГ-повесткам. Иначе получается парадокс: с одной стороны, компании выделяют средства на посадку лесов, а с другой – для проведения корпоратива могут закупить одноразовые бумажные тарелки. Или же в корпоративном чате собирают деньги на помощь одиноким старикам, но горы нетронутой хорошей еды, оставшейся после корпоративной вечеринки, просто выбрасывают – вместо того, чтобы заранее договориться с фудшеринговой организацией о возможном вызове волонтеров.
Экологизация мероприятия – это комплексные усилия по снижению его антропогенной нагрузки и углеродного следа, а также по просвещению участников о полезных экопривычках.
Уделять внимание экологичности мероприятий в мире стали совсем недавно. Первыми, кто всерьез озаботился «зеленой» повесткой в повседневной жизни, стало поколение Миллениум – на сегодня это люди от 20 до 40 лет. Согласно теории поколений, именно из их среды выходит больше всего экоактивистов. А они-то и нужны для запуска любых экоинициатив, ведь компании – это прежде всего люди.
Импульсом к экологическим активностям в офисах всегда становятся люди – руководство или сотрудники с инициативными предложениями.
Опишем классический кейс экологизации в компании:
1. Сотрудники обратились к руководству с экоинициативами.
2. Их поддержали информационно и организационно.
3. Другие сотрудники, заметив поддержку, тоже стали предлагать идеи.
4. Количество и разнообразие экоинициатив с тех пор постоянно растет. Урны для использованных батареек в офисах, озеленение, сбор макулатуры, одежды, пластиковых бутылок и т.д. Логичным продолжением тут должна бы стать и экологизация корпоративных праздников.
Тем более что сейчас растет и рынок соответствующих услуг: стали появляться подрядчики, которые помогают компаниям грамотно и профессионально всё организовать: экологисты, экотренеры, поставщики экосувениров и т.п. Сейчас во многих передовых компаниях у каждого эйчара или специалиста по внутренним коммуникациям должен быть свой список проверенных экоподрядчиков.
Сколько именно компаний на сегодня озаботились экологизацией, точно неизвестно. По итогам одного исследования, 24% из опрошенных ивент-агентств подтвердили, что в 2022 году у них были запросы на проекты, связанные с темой экологии.
Карина Ивченко, президент экологического движения «Мусора.Больше.Нет», координатор проектов Союза эковолонтерских организаций, подтверждает, что процент экологизации в компаниях пока невелик и надо больше убеждать компании и их руководство. Кроме этого, важно «обращаться к компаниям, которые действительно в этом разбираются, в том числе в общественные организации, разные консалтинговые компании, а не просто ивент-агентства».
Мифы и бонусы экологизации
Вокруг экологизации существует довольно много мифов и заблуждений. Самые популярные среди них – дороговизна, низкий эффект от изменений и слабый интерес сотрудников. Давайте вместе разберем каждый.
Миф 1. Экологизация – это дорого
Экологизация мероприятия если и не приводит к экономии затрат, то несильно удорожает подготовку события. Так, внедрение раздельного сбора отходов на корпоративе даст дополнительные затраты, зато на печати брошюр компания сможет сэкономить.
В итоге «экологичное мероприятие стоит так же, как и обычное, либо на 5–10% дороже», – считает Роман Саблин, экологист, экотренер и основатель компании «Зеленый Драйвер».
Вместе с тем экологизация дает компании значительные имиджевые плюсы. «Сам факт проведения корпоративных мероприятий в экологичном формате – это контент и для PR-коммуникаций, и для построения HR-бренда. В объявлениях о вакансиях на рекрутинговых порталах компании зачастую пишут: “Мы бережем природу, собираем батарейки и макулатуру, приходите к нам работать”», – комментирует Полина Кособокова, руководитель отдела сотрудничества в Ассоциации «РазДельный Сбор».
«Сегодня все больше и больше разных исследований и опросов показывают, что экологизация компании и ее социальная ответственность дают “медальку” в копилку бренду, потому что люди готовы проявлять к таким брендам больше лояльности», – добавляет Карина Ивченко.
Получается, даже если компания немного больше потратит на организацию мероприятия – она получит компенсацию в виде существенных имиджевых дивидендов.
Миф 2. Экологизация бесполезна
Есть скептики, считающие раскрутку экологической темы маркетинговой хитростью. По итогам исследования бюро экологичного маркетинга PRОЭКТ совместно с Event.ru, такое мнение было у 21% опрошенных.
Карина Ивченко считает, что разубедить в этом мифе может только пошаговая системная работа: «Совершенно точно не будет иметь смысл какое-то разовое мероприятие: лекция, уборка или посадка деревьев – когда люди один раз что-то поделали, уехали и забыли. Нужна не только практика, но и просветительская работа. Сначала надо погрузить людей в контекст: какие сложные экологические ситуации сейчас есть и как каждый из нас может повлиять на это. Нужно прежде всего убедить, что мы делаем это для себя, для своих детей, будущих поколений, а не просто для планеты как абстрактного шара в космосе».
Если даже небольшой процент людей будет делать определенные действия регулярно и подавать пример другим, это может изменить мир. Тем более если что-то становится нормой для компании. Надо стремиться быть среди тех, кто в авангарде прогресса.
По опыту Полины Кособоковой, эффективно вовлечь сотрудников и убедить их в пользе экологизации можно и через обычные развлекательные корпоративы, но добавив в них экоактивностей. Пример: корпоративный семейный фестиваль, где проводятся игры, мастер-классы, соревнования и где только часть мастер-классов – на экотематику. «При этом важно, чтобы и организационно такой фестиваль тоже был экологичен, иначе может быть обратный эффект: сотрудники точно не поймут, если в одной точке мероприятия их учили беречь природу, а в другой – запускали в небо гелиевые шары и разбросали пластиковое конфетти по траве».
Закрепим этот вывод: недостаточно проводить разовые экоакции. Нужно последовательное «озеленение» офисной жизни, включая и экологизацию корпоративов. Такой подход будет цельным и системным, и тогда на выходе он сможет привести к формированию полезных экопривычек.
Миф 3. Экологизация неинтересна сотрудникам
Далеко не все разбираются в теме и отчасти поэтому считают ее неинтересной и ненужной. Но напомним, что просвещение сотрудников – это как раз одно из условий экологизации мероприятия. К тому же есть немало подтверждений того, что на самом деле тема экологии людям интересна. По итогам опросов ВЦИОМ:
– более половины россиян заявляют, что предпринимали какие-либо действия для защиты экологии за последний год.
– Каждый второй опрошенный за последний год старался что-то сделать для уменьшения своего экологического следа.
– Более половины россиян готовы платить больше за товары, безопасные для окружающей среды. 42% уже отказались от использования пластиковой посуды.
Что экологизировать будем
Мы попросили Романа Саблина, уже давно работающего на ниве «озеленения» мероприятий, выделить главные блоки экологизации корпоративов. Чек-лист от «Зеленого Драйвера» таков:
1) информирование и экопросвещение (самый важный блок);
2) стратегия «ноль отходов» и многоразовые решения (от перехода с бумажных носителей на диджитал-экраны до оборотной тары для фуршетов);
3) раздельный сбор отходов с привлечением компании-оператора;
4) тщательное планирование меню и фудшеринг;
5) энерго- и водосбережение;
6) ответственные закупки (экомерч и др.);
7) измерение результатов, включая обратную связь с участниками.
Главное – не отнестись к задаче поверхностно, ради галочки в общем ESG-зачете компании, ибо в этом случае ветер «зеленых» перемен рискует пронестись по «верхушке леса» и мало повлиять на настоящие настроения коллектива и реальное усвоение людьми экопривычек.
Важны хорошие специалисты, которые помогут сделать всё грамотно и снизить до нуля гринвошинг – притворную экологичность, когда за красивыми заявлениями в «зеленых» цветах нет или очень мало реального содержания.
Можно искать партнеров и подрядчиков своими силами, но хорошо еще при этом пригласить опытных экотренеров, которые смогут «рассказывать, показывать, вовлекать, делать это с юмором, нескучно, разнообразно» – считает Роман Саблин.
С чего же лучше всего начать компании?
«Я бы предложила начать с вопроса питания на корпоративе и вопроса посуды, – говорит Полина Кособокова, – ведь праздник ассоциируется с процессом принятия пищи».
Какие практические лайфхаки по этому и другим аспектам «озеленения» корпоративов дают эксперты-экологисты и как интегрировать фудшеринг в мероприятия, читайте в другом нашем материале.
Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты.
Фотографии – unsplash.com