Фудшеринг поможет наполнить потребительскую корзину россиянина
Плавленый сырок, детское автокресло, клубная карта в фитнес-центр и кастрюля – все это товары и услуги современной потребительской корзины, базовая комплектация которой теперь зависит от самих потребителей.
Как и почему изменился подход к определению потребкорзины и чем в ее наполнении поможет технология фудшеринга – выясняем вместе в этом материале.
Потребительская корзина: что внутри?
В интернет-пространстве сегодня можно встретить два подхода к определению потребкорзины в России. Первый официально действовал до 2021 года:
– Это минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, определенный государством для разных категорий населения (взрослых, детей и пенсионеров), необходимый для жизни в течение какого-то времени – месяца или года.
– Упраздненная в 2021 году корзина состояла из менее 20 категорий продуктов питания. Расчетом ее стоимости занималось Министерство труда и социальной защиты РФ, а цены для расчетов регулярно предоставлял Росстат. Исходя из стоимости корзины определялся прожиточный минимум. А он был и остается важнейшим основанием социальной политики – социальных выплат и пособий.
Важно: прожиточный минимум определялся на основе стоимости потребкорзины лишь до 2021 года. Теперь его считают исходя из медианного (наиболее часто встречающегося) дохода на душу населения.
Хотя потребительская корзина перестала быть для Минтруда рабочим инструментом, понятие настолько прочно закрепилось в сознании людей, что многие продолжают его использовать в общеизвестном ключе.
Второй, современный, подход к потребительской корзине негласно принят с 2021 года.
– Это широкий перечень популярных в России продуктов питания, товаров и услуг, который составляет и корректирует Росстат согласно реалиям потребительского спроса.
– На 2023 год принят перечень из 566 пунктов, а в 2022 году их было 558. Расширение произошло за счет таких товаров, как детское автокресло, смарт-часы, гипсокартон и др.
Сегодня потребительская корзина дает базовую выборку товаров и услуг для отслеживания роста цен. Она показывает, на что реально тратят деньги домохозяйства – среднестатистический человек и семья – в России. Такой подход учитывает новые базовые потребности россиян, существующие уже много лет: интернет, сотовая связь, современная техника и т.д.
Базовые нужды и социально значимые продукты
Поскольку у всех разные доходы и люди по-разному тратят деньги, у каждого домохозяйства своя потребительская корзина, а стало быть, и своя инфляция.
Потребительская корзина в увязке с прожиточным минимумом обычно известна той части россиян, кому приходится полагаться на социальные пособия и выплаты: пенсионерам, малообеспеченным людям и семьям с детьми.
Потребность в еде первична для любого домохозяйства, поэтому государство определило список социально значимых продуктов питания первой необходимости, цены на которые оно может регулировать.
Всего таких продуктов – 24:
Свинина, говядина, баранина, куриное мясо (исключая бескостное мясо и окорочка)
Мороженая рыба
Сливочное и подсолнечное масло
Молоко (от 2 до 3,2% жирности)
Яйца
Хлеб и хлебобулочные изделия
Соль и сахарный песок
Черный байховый чай
Мука пшеничная
Пшено, рис, гречневая крупа
Макаронные изделия
Картофель, лук, капуста, морковь
Яблоки
В мае 2023 года на совещании правительственной комиссии по экономическому развитию начали обсуждать возможность добавления в список социально значимых товаров бананы.
Кроме того, Росстат расширил перечень «условного (минимального) набора продуктов питания» исходя из реальных данных потребительского спроса – для определения инфляции.
В 2023 году помимо указанных выше 24 позиций в перечень Росстата вошли:
Сельдь соленая
Маргарин
Сметана
Творог
Сыры
Горох и фасоль
Огурцы
Печенье
Карамель
Сухие приправы, специи
Итого 33 позиции.
В 2022 году перечень был аналогичным, за исключением последнего пункта «сухие приправы, специи» – вместо нее был перец черный горошком.
На основе этого минимального набора Росстата исследовательский холдинг «Ромир» в 2022 году определил среднюю стоимость продовольственной корзины по России в 3823 руб. (были взяты товары марок среднеценового сегмента). Исследование проводилось в девяти популярных торговых сетях 11 городов. Самые высокие цены оказались в Санкт-Петербурге (4082 руб.), Химках (4067 руб.) и Москве (4047 руб.).
Такая минимальная потребительская корзина с продуктами первой необходимости доступна практически в любом крупном супермаркете, и сэкономить семейный бюджет вполне реально, если внимательно изучать диапазон цен на эти виды продуктов у вас в регионе.
Дни распродаж – отличная возможность сэкономить для всех людей вне зависимости от уровня достатка.
Как это лучше сделать 11.11, во Всемирный день шопинга, – читайте в нашем материале.
Как фудшеринг поможет наполнить корзину базовых товаров
Случается, что даже самые виртуозные навыки поиска скидок не помогают семье приобрести полную потребительскую корзину. В такой ситуации рискуют оказаться порядка 15 млн человек в России, которые живут ниже черты прожиточного минимума, а также те, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Наполнить потребительскую корзину нуждающимся поможет фудшеринг – технология перераспределения не востребованных бизнесом или людьми, но качественных и пригодных к употреблению продуктов и товаров в пользу нуждающихся.
Жертвовать пригодные продукты, или фудшерить, могут компании-производители в «промышленных» масштабах, розничные магазины и кафе, а также фермеры и простые обыватели. Все это – разные виды фудшеринга, о них вы можете прочитать в нашем отдельном материале.
В рамках промышленного и розничного фудшеринга, с помощью которого можно передать максимум товаров наибольшему количеству людей, чаще фигурируют скоропортящиеся продукты:
Овощи
Фрукты
Рыба
Хлеб
Выпечка
Молочная продукция
Кондитерские изделия
Сохранение качества продуктов обеспечивается через перевозку в специальных рефрижераторах.
Благодаря фудшерингу на стол к нуждающимся попадают не только базовые продукты, но и в принципе самые разные – зачастую и те, которые они не могут себе позволить. Так рацион людей становится разнообразнее.
Важно, что фудшеринг – это не только социальная, но и экологическая технология. Она позволяет сберечь как еду, так и все ресурсы, затраченные на ее производство, хранение, логистику, а еще –не допустить превращение еды в пищевые отходы, ведь органика тоже наносит вред.
Получается 2 в 1: отдающий (человек или компания) избегает расточительства хорошей еды, а получающий, пополняя свою потребительскую корзину через фудшеринг, может освободить часть семейного бюджета на покупку других необходимых вещей.
Благодаря фудшерингу:
Родители смогут накопить ребенку на велосипед, а иногда и просто купить какие-то более дорогие продукты, которые семья не может позволить себе месяцами, например мясо.
Одинокий дедушка купит себе новую трость или обновит ветхую утварь.
Люди, попавшие в чрезвычайную ситуацию (например, погорельцы), смогут больше средств отложить на ремонт, на транспортные расходы и т.д.
При основательном подходе фудшеринг способен существенно сократить количество пищевых отходов, гниющих на свалках и вызывающих выделение больших объемов опасных парниковых газов. Поэтому для компаний, работающих с продуктами питания, участие в фудшеринге является важной ступенькой на пути к прогрессивной экономике замкнутого цикла. Это не раз отмечала президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь», сооснователь медиапроекта «Про фудшеринг» Юлиа Назарова.
Крупнейший в России банк еды «Русь» более 11 лет развивает в стране фудшеринг и ежегодно обеспечивает продуктами и товарами первой необходимости более полутора миллионов человек. Поддержать работу банка вы можете по ссылке.
Поделиться едой лично можно через одно из приложений для фудшеринга или удобное для вас фудшеринговое сообщество.
Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты.
Фотографии – unsplash.com, Егор Гольдин