Розничный фудшеринг в России: опыт торговых сетей

12.07.2023
6 минут
Автор
Ольга Хромова

В 1967 году в Америке впервые обратили внимание на то, сколько хороших непроданных продуктов магазины выбрасывают в мусорные баки, – тогда и началась история фудшеринга во всем мире. В России 29% всех пищевых отходов создают точки общественного питания и ритейл. Розничный фудшеринг позволяет снизить потери хорошей пригодной еды, которая остается невостребованной и отправляется на свалку этими организациями. Вместе с тем технология открывает доступ к базовым продуктам питания для нуждающихся людей. Предлагаем вместе изучить, как работает сегодня розничный фудшеринг в стране.

Как устроен розничный фудшеринг

Торговые сети заключают договор с фудшеринговой организацией для передачи невостребованных товаров нуждающимся людям. Сотрудники магазинов или дарксторов ежедневно отбирают продукцию, которую не успевают продать до истечения срока годности, сортируют ее по категориям и передают волонтерам этих организаций.

Чаще всего передают овощи, фрукты, хлебобулочные изделия и сладости – конфеты, шоколад. Важно отметить, что компании передают на фудшеринг только пригодные продукты: их качество контролируют и сотрудники магазина, и волонтеры фудшеринговых организаций. Товары оперативно, день в день, доставляют нуждающимся: одиноким бабушкам и дедушкам, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Почему продукты остаются непроданными

Причины, по которым у сетей остаются в избытке продукты и товары, могут быть разными.

  • Покупатель долго и тщательно отбирает на полках все самое свежее, а двухдневное молоко и одинокие чуть потемневшие бананы откладывает в сторону – такие продукты имеют все меньше шансов попасть в корзину покупателя и в конце концов остаются ненужными.
  • Производители выставляют на продажу товар с новым вкусом, который покупатели не оценили по достоинству и не стали покупать.
  • Торговые сети и производители вместе проводят маркетинговые акции и дегустации, но не успевают раздать/продать заготовленное количество продукта.
  • Заканчивается сезон актуальности продукта, и спрос на него резко падает. Например, после Пасхи существенно снижается потребность в яйцах, а нераспроданные куличи и вовсе теряют покупательскую привлекательность.

Фудшеринг, встроенный в бизнес-процессы компаний, помогает выйти из каждой подобной ситуации с пользой для общества, природы и самой компании.

Кто из сетей уже использует фудшеринг

ВкусВилл подключил ряд магазинов к сотрудничеству с АНО «Фудшеринг» для передачи непроданных продуктов нуждающимся на безвозмездной основе.

Розничная сеть «Магнит» летом 2022 года запустила пилотный проект по фудшерингу вместе с банком еды «Русь». Всего в обороте участвует 22 даркстора столицы и до 300 наименований товаров.

«Оказывается, люди намного строже относятся к внешнему виду и качеству продуктов, заказанных онлайн. Своими руками в магазине мы легко можем положить в корзину яблоко с маленьким пятнышком, но ни за что не согласимся, если нам такое яблоко привезет курьер. Поэтому в дарксторах пищевые отходы могут образовываться чаще, чем в обычных супермаркетах», – комментирует Анна Алиева-Хрусталёва, вице-президент банка еды «Русь» и главред «Профудшеринг».

Только за первые три месяца сеть «Магнит» безвозмездно передала нуждающимся в Москве 6 тонн продуктов питания с истекающим сроком годности. Получателями стали более 4000 многодетных семей и одиноких пенсионеров.

В том же сезоне X5 Group совместно с АНО «Фудшеринг» и БФ «Банк еды «Русь» запустил пилот фудшеринга в магазинах «Пятерочка» Москвы и Челябинска, а также супермаркетах «Перекресток» Москвы и Санкт-Петербурга. Спустя год X5 масштабировал проект на 54 магазина, добавив к списку городов Рязань, Краснодар, Ростов, Екатеринбург и Томск. В дальнейшем компания планирует также расширить категории товаров, которые будут передаваться в рамках фудшеринга, и подключить к проекту распределительные центры.

24 челябинских магазина региональной сети «Молния-SPAR» передают для нуждающихся людей в банк еды «Русь» продукты, которые остаются от маркетинговых акций – дегустаций. Кроме того, компания на постоянной основе поддерживает приюты для животных: передает им непроданный корм и просроченные продукты.

Перспективы и проблемы розничного фудшеринга

С помощью фудшеринга организации розничной торговли и общепита могут передавать нуждающимся до 720 тыс. тонн продуктов ежегодно. Если станет возможным вовремя перераспределять хотя бы 1,2 млн тонн ненужных продуктов и товаров в год, то один только фудшеринг полностью решит проблему нехватки продуктов среди нуждающихся в стране.

Эксперты отмечают, что для развития розничного фудшеринга в стране в первую очередь необходимы изменения в налоговом законодательстве: на данный момент торговым сетям выгоднее утилизировать или просто выбросить продукты, чем передавать на благотворительность.

Все желающие поддержать системное развитие розничного фудшеринга могут совершить пожертвование в одну из фудшеринговых организаций или стать ее волонтером, забирать продукты и отвозить их нуждающимся семьям и пенсионерам. А еще каждый лично может минимизировать потери магазинов, если подойдет к покупкам и рассчитает сроки годности товаров осознанно.

Компании могут интегрировать розничный фудшеринг в свои бизнес-процессы, для этого нужно связаться с банком еды «Русь» по почте Fundraising@foodbankrus.ru.

Фотографии – Егор Гольдин