Расхламляем дом, холодильник и жизнь: секреты организации пространства и систем хранения от профессионала

18.10.2024
9 минут
Автор
Юлия Фетисова

День ото дня шкафы «прирастают» новыми вещами, а холодильники – продуктами. Зачастую мы забываем или не успеваем износить и съесть все, что купили. Итог: антресоли забиты, столы завалены, а просрочка периодически гниет в холодильнике.

Чтобы понять, как решить эту проблему, обратимся к профессионалу. Вместе с основателем и руководителем московского агентства организации пространства «PROпорядок» Татьяной Абрамовой выясняем:
– с чего лучше начать расхламление;
– чем себя мотивировать;
– как организовать порядок в доме на долгий срок.

Татьяна Абрамова

Татьяна Абрамова – основатель и руководитель первого в России агентства организации пространства «PROпорядок», постоянный эксперт программы «Доброе утро» на Первом канале.

Передаем слово Татьяне.

(Не)очевидная польза организации пространства

Организация пространства (ОП) – это создание такой системы хранения и устройства дома, где каждая вещь обретает свое постоянное место. Тогда достать и вернуть вещь на место можно буквально одним-двумя движениями.

Такой подход экономит:

— время (утренние сборы – меньше опозданий, уборка);

— деньги (не образуются дубликаты вещей, просрочка продуктов);

— и, конечно, нервы (меньше семейных ссор из-за беспорядка, ниже уровень напряжения в поисках нужных вещей).

Организованное пространство очень помогает в освобождении головы от лишних забот и тревог. Это повысит производительность и эффективность не только в работе, но и в домашних делах.

Сортировка ящиков по категориям

Еще классный побочный эффект расхламления – это прокачка навыка принятия решений. Чем больше решений мы принимаем по вещам, тем проще потом принимать и более сложные решения в жизни.

Главное – найти свою мотивацию к расхламлению

К захламлению склонны 90% людей на планете – особенно сейчас, в эру потребления. Если вы сфокусируетесь и попробуете пару недель понаблюдать, сколько вещей попадает к вам в дом, вы удивитесь.

Слишком много всего стало доступно практически любому человеку. А уж количество бесплатного «мусора» (пакеты, буклеты, листовки, пробники и т.д.), оседающего в наших домах, просто зашкаливает.

Поэтому захламление не связано напрямую с характером или установками человека: практически любой может регулировать этот процесс и следить за ним. Тут важна мотивация – желание поддерживать дом в порядке и красоте.

Сортировка вещей в ящике

Мотиваций может быть несколько:

1) порядок и красота в доме;
2) внутреннее спокойствие и освобождение от лишних вещей, а значит, мыслей и тревог;
3) ощущение свободы и «свежего воздуха» в пространстве;
4) курс на позитивные изменения во всех сферах жизни.

Мотивация не зависит от типа личности или образа жизни, но процесс работы над своим домом можно связать с особенностями характера. Кому-то нужен быстрый результат, кому-то комфортнее двигаться постепенно.

Важно прислушиваться к себе в самом начале пути –чтобы слишком быстрый или слишком медленный темп не повлиял на достижение конечного результата.

Начинаем расхламление: от малого к системе

Процесс расхламления – очень трудоемкий и тяжелый, как физически, так и морально. Чтобы не сдаться посреди процесса и довести дело до конца, надо обязательно понять: что нам даст расхламление? Как изменится наш дом и наша жизнь?

Если говорить о технологическом процессе, то я рекомендую начать с небольшой зоны – комод, секция шкафа. Перебрать и расхламить сначала ее. Появится первый результат и даже азарт. Дальше будет проще браться за зоны побольше.

Система наведения порядка состоит из этапов, важно ничего не «перепрыгивать», а действовать по пунктам:

1. Постановка цели (придаст мотивации и покажет, куда мы движемся).
2. Расхламление (избавление от лишнего и ненужного однозначно необходимо для удобного и функционального хранения).
3. Освобождение мебели с последующей сортировкой и категоризацией (помогает увидеть весь объем вещей и масштабы будущего хранения).
4. Подготовка плана хранения (где и как, что разместить, чтобы было удобно пользоваться).
5. Подбор необходимых оргматериалов (банки, коробки, контейнеры и т.д.).
6. Декантирование (пересыпание/переливание продуктов, чистящих средств и т.д. в одинаковые банки/контейнеры).
7. Размещение оргматериалов и вещей исходя из плана будущего хранения.
8. Маркировка контейнеров и мебели (обязательна, особенно в первое время, чтобы привыкнуть к новому порядку и устройству).

Универсально-индивидуальные правила организации пространства

Два абсолютно одинаковых по конфигурации шкафа в разных семьях будут использоваться совершенно по-разному.

Сортировка на кухне

У каждого из нас свой образ жизни, уклад и привычки. Именно основываясь на этих особенностях, можно создать по-настоящему удобное пространство и порядок, который реально сохранять годами.

Каждое универсальное правило важно подстраивать под конкретную семью и быт.

А основные правила ОП таковы:

· Храним там, где используем. Вы используете полотенца в ванной, так зачем тогда их хранить в спальне или даже гостиной? Кажется, очевидно, но для многих это становится открытием.

А если заглянем на кухню: где стоят чашки для чая и кофе? Сколько нужно пройти от чайника/кофемашины, чтобы их достать? Вроде немного, всего пара шагов. Но на утренних сборах эти шаги превращаются в десятки, а минуты идут на счет. Облегчите себе жизнь: просто разместите чашки рядом с чайником, а крупы и специи – рядом с плитой.

· В самых удобных местах (полки – на уровне живота, груди и глаз, ящики – до уровня груди) размещайте те вещи, которыми вы пользуетесь ежедневно или больше трех раз в неделю.

· Все, что используем редко, один раз в месяц/год, отправляем подальше, повыше, поглубже. Эти вещи не должны занимать удобные для вашей логистики и движений места. Можно использовать антресоли, место под кроватью или второй ряд на удобных полках.

· Категоризация. Храните подобное с подобным. Футболки с футболками, джинсы с джинсами и т.д. Так вы будете видеть весь объем имеющихся вещей, быстро находить, а главное – выбирать то, что вам нужно именно сейчас.

Самая частая ошибка в организации пространства – это «впихнуть невпихиваемое». Вы пытаетесь уложить в крошечный шкаф 100–500 вещей и никак не поймете: почему же их неудобно брать?
Для всех вещей в доме должно быть достаточно мест хранения.
Если вам не удается этот принцип соблюсти, пора начать расхламление.

Правила организации пространства для хранения продуктов

Холодильник – главное место хранения продуктов в доме. Если в нем портятся продукты – значит, пространство внутри организовано недостаточно тщательно. Если вы не помните, а главное, не видите, что есть у вас в наличии, потому что полки заставлены и не просматриваются, то не удивляйтесь, если спустя время обнаружите там залежавшиеся продукты.

Сортировка по ящикам в ванной

Что можно сделать:

1. Храним все продукты по категориям, например: овощи, для завтрака, готовые блюда, соусы и т.д.
2. Размещайте то, что едите ежедневно, поближе, на первом плане. А то, что достаете изредка (один раз в неделю или даже месяц), отправляем на верхние полки и во второй ряд.
3. Помните о детях. Разместите на нижних полках творожки, йогурты и другие продукты, которые дети могут достать сами. Так мы не только стимулируем самостоятельность малышей, но еще и меньше отвлекаемся от «взрослых» дел, чтобы достать перекус для ребенка.
4. Создайте в холодильнике секции, например, с помощью прозрачных контейнеров. В одной секции – одна категория. Так вы всегда найдете то, что нужно, и точно будете знать, что необходимо докупить, а чего еще предостаточно.
5. Маркировка – неотъемлемая часть любой организации пространства. Она помогает всем членам семьи быстро находить то, что нужно. И поддерживать порядок с ней проще: точно знаешь, куда положить обратно.

Как организовать порядок в доме на долгий срок

Поддержание порядка – это тоже один из важных этапов общего процесса. Можно все красиво и удобно разложить, но если не продолжить класть вещи на определенные вами же места, то толку не будет.

Как не сойти с пути:

1. Главное – действовать последовательно и системно. Если попробуете перепрыгнуть хоть через один этап, то успешного результата не ждите.

2. Важны регулярные расхламления. Поскольку мы ежедневно приносим домой новые вещи, то даже самый организованный дом можно захламить за пару месяцев, если не избавляться от устаревшего, сломанного и ненужного.

3. Для действительно долгого эффекта необходимо преобразить не одну-две комнаты, а весь дом. Одна, даже небольшая зона в хаосе и беспорядке, как грипп, распространяется и на другие комнаты.

Лайфхак: после организации пространства и четкого определения мест хранения всех категорий вещей заведите себе правило: если в определенное место заданная категория больше не влезает – значит, пора избавиться от лишнего. Например: не покупать новые вешалки и впихивать «с маслом» купленные платья, а провести инвентаризацию и избавиться от тех, что вы уже не носите.

Порядок в доме – это ваша ответственность. А организация пространства – это то, что вам облегчит этот процесс и сделает его по-настоящему приятным.

Фотограии — Татьяна Абрамова