«Предлагали не позориться и выбросить продукты»: как создавалось и работает локальное фудшеринговое сообщество
71% всех пищевых отходов в России создают домохозяйства, то есть обычные люди. Так происходит, потому что выбросить ненужные баночки детского питания или излишки дачного урожая – зачастую удобнее и быстрее, чем искать «добрые руки», которые заберут ненужную еду.
На помощь приходят местные фудшеринговые сообщества: в масштабе района, жилого комплекса и даже дома пристроить продукты и товары становится проще. Бонусом идут чувство удовлетворения от хорошего поступка и растущая экоосознанность – так потихоньку, незаметно фудшеринговые группы формируют в обществе ответственное отношение к продуктам и помогают людям переходить на более экологичный образ жизни.
Команда «Про фудшеринг» полностью поддерживает проактивный подход: брать ответственность и менять ситуацию к лучшему в меру своих возможностей. Мы попросили автора локального сообщества поделиться с нами своим опытом, сложностями и победами в организации фудшеринга в районе.
Знакомьтесь! Кристина, 25 лет, – создательница сообщества Фудшеринг – Саларьево & Филатов луг, волонтер местной акции по раздельному сбору отходов. Мечтает, чтобы у большего количества людей появилась возможность вести экологичный образ жизни. Передаем Кристине слово.
Первый опыт фудшеринга на коммерческой площадке был неоднозначным
Фудшеринг в моей жизни появился раньше, чем сортировка и сдача вторсырья, – именно он вовлек в тему экологии и разумного потребления. Пока не знала про существование фудшеринга, те продукты, которые по какой-то причине не успевала использовать, приходилось выбрасывать. В какой-то момент обратила внимание на то, как часто и в каком объеме продукты попадают в мусорное ведро. Задумалась о том, что это неправильно и можно попробовать их отдать. Не зная про существование фудшеринга, воспользовалась известной площадкой для объявлений и выложила свой первый пост с отдачей продуктов. На объявление откликнулось много людей, но реакция была неоднозначная.
Помимо тех, кто пожелал забрать продукты, нашлись те, кто в грубой форме требовал не предлагать продукты людям, не позориться и не травить людей. Ненужные продукты советовали выбросить.
После участия в общегородском сообществе по фудшерингу появилась идея создать свое
Первый опыт меня несколько расстроил, и я пошла в интернет за советом о том, как лучше поступать с невостребованными продуктами. Там обнаружила статью про фудшеринг и позже – одноименную группу фудшеринга в Москве, через которую и стала отдавать продукты.
Пользуясь общегородской группой фудшеринга на протяжении года, я выявила для себя другие минусы:
– Случалось так, что человек, желающий забрать продукты, опаздывал или не приходил за ними вовсе. Приходилось договариваться с другими людьми, тратить время на ожидание, из-за чего многие продукты портились.
– Не всегда на небольшой объем продуктов находились желающие забрать. Оно и понятно: потраченное время, стоимость проезда редко оправдывают рациональность спасения небольшого количества продуктов для забирающих.
Отсюда возникла идея районного фудшеринга, где продукты забирали бы оперативно и тем самым вовремя спасали от утилизации.
Идея локального сообщества по фудшерингу оказалась актуальной
Ее поддержали волонтеры местного экосообщества, и с их помощью фудшеринг достаточно скоро стал набирать популярность у местных жителей. Многие соседи в нашем ЖК ведут осознанный образ жизни, поэтому фудшеринг пришелся по душе и стал неотъемлемой его частью.
В фудшеринге достаточно отзывчивые люди: когда нужна помощь в транспортировке и раздаче продуктов, много кто оперативно откликается. Также люди помогают тем, что рассказывают про фудшеринг соседям, публикуют приглашение в сообщество в чате своего корпуса или подъезда, пишут благодарности и ставят реакции.
В сообществе существуют правила и строгая модерация
Группа создана только для жителей района, ориентирована на оперативную связь между соседями и возможность знакомства и общения в рамках темы.
Согласно правилам, в объявлении обязательно должно быть:
– фото продукта;
– указание срока годности и состава;
– комментарий, соблюдались ли условия хранения; причина, почему отдается;
– адрес дома и актуальный статус.
Рекомендуется также:
– не удалять объявления в группе: они служат в качестве примера для новых участников. Достаточно делать пометку «бронь» или «отдано»;
– делать фото при хорошем освещении и по возможности эстетически привлекательными;
– обходиться одним емким сообщением вместо множества коротких.
В группе разрешается: писать благодарности и ставить реакции, спрашивать совета по спасению продуктов. Задавать вопросы на тему фудшеринга и экологии в сфере потребления.
Запрещено продавать и обменивать продукты, публиковать рекламу или сбор помощи, спамить и флудить не по теме.
Любое сообщение (и общение) проходит модерацию и может быть удалено частично или полностью на усмотрение администрации. Цель – сохранить все самое полезное, не переходя в длинные дискуссии.
Люди передают самые разные продукты
Это детское питание, сезонные овощи и фрукты, еда для животных, готовые блюда, полуфабрикаты, закатки и многое другое. Продукты с истекшим сроком годности тоже отдают, ответственность несет забирающий.
Сложности случаются, но все можно решить
С появлением сообщества моя ежедневная рутина без выходных и отпуска – это модерация, удаление спама и флуда, но поддерживать «чистоту и порядок» – не самое энергозатратное.
Искать способы для продвижения сообщества, увеличивать количество участников – вот, что занимает больше всего времени и сил и вместе с тем является самым главным.
Бывает непросто организовать оперативную масштабную раздачу продуктов, предоставленных в большом объеме от частных лиц, владельцев бизнеса или списанную из магазинов, ведь важно справедливо распределять их между желающими с ограничением по количеству в руки. Иногда приходится разрешать конфликтные и спорные ситуации между участниками. Принимать критику и негативную реакцию в свой адрес.
Самое ценное – возможность внести свой вклад в развитие общества
Приятно видеть объемы спасенных от утилизации продуктов, получать благодарности и обратную связь от участников, привлекать новых, в том числе владельцев местного бизнеса, кто неравнодушен к теме спасения продуктов от выбрасывания.
Считаю важным популяризировать тему разумного потребления, хочу, чтобы как можно больше людей интересовались и участвовали в экологической деятельности вроде сортировки отходов или фудшеринга.
Много чего для этого еще нужно: например, должна быть создана полноценная инфраструктура и проведена работа в сфере законодательства.
При этом каждое отдельно взятое фудшеринговое сообщество помогает просвещению людей в области бережного обращения с ресурсами.
Прежде чем создать свое фудшеринговое сообщество, я бы порекомендовала:
1. Определить цели и задачи, разработать четкие правила, а также обеспечить информационную поддержку и продвижение сообщества в рамках вашего города или района.
2. Быть готовым к возможной критике.
3. Владеть информацией по теме, чтобы уметь аргументировать важность использования фудшеринга и ответственного отношения к продуктам.
Экологичность, экономия ресурсов, сокращение пищевых отходов, борьба с голодом и изменениями климата – основные (но еще не все!) причины, по которым за фудшерингом будущее.
Дерзайте!
Команда «Про фудшеринг» также предлагает всем читателям попробовать найти удобное местное фудшеринговое сообщество в этом списке.
Фотографии – Кристина, автор сообщества Фудшеринг – Саларьево & Филатов луг