Почему мы сохраняем или выбрасываем еду? Возможные причины назвала эксперт
По данным профессора департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Марины Шабановой, 92% россиян говорят, что бережное отношение к еде было привито им с детства, 85% считают, что выбрасывать еду – значит зря тратить семейный бюджет. Об этом она рассказала на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) в декабре 2021 г.
Нежелание выбрасывать еду обусловлено, таким образом, не только необходимостью экономии, но и этическими соображениями, указывает эксперт. Марина Андриановна сослалась на данные ВЦИОМ, согласно которым доля россиян, заявляющих, что они не выбрасывают продукты, с 2008 до 2020 г. выросла с 36 до 52%.
«Причинами такой динамики может быть падение доходов, в том числе из-за пандемии, а также рост экологической осознанности российских потребителей», – отмечает Марина Шабанова.
Выброшенная еда приносит вред окружающей среде, полагают 76% опрошенных, при этом 40% говорят, что сильно озабочены проблемой мусора. Однако это обычно не побуждает реже выбрасывать еду – из-за недостаточной информированности большинство полагает, что продукты просто разлагаются на свалке, указывает исследователь.
«Треть россиян не видит в выброшенной еде серьезной проблемы, и высокие доходы здесь ни при чем. По статистике, пятая часть россиян, которые время от времени выбрасывают продукты, имеет доходы ниже среднего. Отвечая на вопрос о ключевых жизненных ценностях, 42% активных “выбрасывателейˮ выбрали новые впечатления и активную, яркую жизнь. Среди людей, реже выбрасывающих еду, чаще встречаются те, кто больше ценит материальный достаток и благосостояние семьи», – рассказали в ВШЭ.
Наиболее частой из причин, по которым в России выбрасывают еду, там назвали истечение срока годности продуктов.
Современная наука использует несколько концепций, в рамках которых рассматриваются проблемы выбрасывания еды и образования пищевых отходов, пояснила Марина Шабанова.
Так, по ее словам, в концепции «мотивация – возможности – способности» первый аспект – мотивация – включает «ценности, установки, субъективные нормы» и особенно тесно связан с национальным культурным контекстом. Так, стремление к гостеприимству побуждает покупать избыточное количество еды. Второй аспект – возможности – отражает обусловленные средой ограничения: доступность магазинов, нехватка времени на приготовление еды, нехватка бытовой техники, позволяющей сохранить продукты. К третьему – способности – относятся навыки планирования покупок, способность грамотно использовать информацию с этикеток, умение готовить пищу и т.д.
Решение выбросить еду часто носит спонтанный характер. «Это не то что люди плохие. Просто итоговое решение – это балансирование между самыми разнообразными стремлениями», – подчеркивает Марина Шабанова.
Она рассказала также о концепции «распределенной ответственности», предусматривающей участие в сохранении еды не только конечных потребителей. «Как показали зарубежные исследования, на количество выброшенной еды влияют даже упаковка или размер тарелок в отелях», – отметили в ВШЭ.
Фотография обложки – unsplash.com