«Молочка» и фудшеринг: как спасти от утилизации полезные продукты
Один молокозавод регулярно выпускает популярную линейку йогуртов. Поставки ингредиентов согласованы на год вперед, производство работает бесперебойно. Однако спрос на некоторые виды из линейки внезапно падает: продукция копится на складах, а сроки годности невелики.
Или вот – будни другого крупного молочного предприятия России. Ряды фур выезжают на отгрузку продукции в торговые сети. Но снежный коллапс не дает добраться до мест назначения: машины возвращаются назад, а склад не готов их принять – по плану там уже ожидают новую продукцию. Магазины, в свою очередь, отклоняют поставки не в срок.
В этом материале поговорим о фудшеринге в молочной отрасли – его специфике и сложностях, главных лидерах и перспективах в России.
Благотворительность vs утилизация
Ситуаций, описанных выше и им подобных, – сотни. И привычный способ их разрешения – утилизация. А если точнее – отправка еды на свалку и обесценивание ресурсов, затраченных на ее производство.
Вариант гораздо менее распространенный (в материале объясним, почему) – отдать невостребованные хорошие продукты до истечения срока годности на фудшеринг, чтобы полезная «молочка» пополнила рацион семей с детьми и других людей в сложной жизненной ситуации.
Фудшеринг – технология перераспределения не востребованной бизнесом и людьми, но качественной и пригодной еды среди нуждающихся.
Всем ли достанется молоко?
Для большинства людей молочные и кисломолочные продукты – хороший способ получить белок, кальций, калий и витамин D, нужные для здоровья костей, мышц и сердца.
По рекомендациям Министерства здравоохранения РФ, здоровое питание требует потребления 325 кг молока и молокопродуктов в год – это около 27 кг ежемесячно.
По официальной статистике, в России сейчас не осталось домохозяйств, которым не хватает денег на еду, – об этом говорят результаты опроса Росстата по итогам II квартала 2024 года. При этом рацион среднего россиянина не соответствует нормам здорового питания: в Федеральном исследовательском центре питания, биотехнологии и безопасности пищи (ФГБУН) выяснили, что россияне едят недостаточно полезных продуктов – и на первом месте в списке как раз «молочка».
Менее здоровые продукты зачастую стоят дешевле, имеют более длительный срок хранения и могут быть «растянуты» на много приемов пищи. В домохозяйствах с невысоким доходом это приводит к неправильным привычкам в питании, что особенно пагубно сказывается на здоровье детей. А здоровье детей – это здоровье нации.
Банки еды спешат на помощь
Для восполнения дефицитов в питании во многих странах граждане могут обращаться в банки еды (food banks). Это некоммерческие организации, использующие технологию фудшеринга.
Впервые такие благотворительные организации возникли в 1960-х годах в США. На сегодня в Америке действует уже более 200 банков еды, которые вместе составляют сеть Feeding America.
По статистике Feeding America, молочная продукция – молоко, сыр, йогурт и др. – возглавляет тройку самых востребованных населением продуктов в фудшеринге. За этой продукцией американцы обращаются чаще всего, однако производители жертвуют «молочку» редко. В освещении ситуации даже участвовала Дженнифер Лопес: в 2020 году певица стала лицом акции производителя молочных продуктов Yoplait в поддержку Feeding America.
В России фудшеринг от компаний – производителей и розничных магазинов – реализуется через ряд некоммерческих организаций. Первым банком еды и крупнейшим актором фудшеринга является созданный в 2012 году банк еды «Русь». Продолжайте читать – далее расскажем, как обстоят дела с фудшерингом в молочной отрасли России – из опыта работы банка еды.
Специфика и сложности «молочного» фудшеринга
Вам интересна статья? Продолжение можно прочитать по ссылке.
Фотографии — unsplash.com