Кто поможет сократить пищевые отходы в детском саду
Продолжаем тему пищевых отходов (ПО) в связи с питанием и образованием детей. Мы уже успели заглянуть в школьные столовые, а теперь наведаемся с визитом в детский сад. Пообщаемся анонимно с воспитателем, узнаем, что остается на тарелках у детей и куда отправляется потом. А также – что предпринимают детские сады, чтобы меньше продуктов выбрасывать, и как тут могут помочь родители.
Как устроено питание в детском саду сегодня
В нашей стране очень много дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – государственных и частных, и везде работает систематическое детское питание. Для начала сделаем выборку основных фактов по теме.
1. Питание в детском саду строго регламентировано. Отступать от принятых норм не могут ни государственные, ни частные садики – последует штраф. Основные нормативные документы здесь:
– санитарно-эпидемиологические правила СанПиН, которые утверждены главным санитарным врачом России,
– и Методические рекомендации Роспотребнадзора (РПН).
2. Рацион питания (меню) составляют на две недели: в нем должны быть минимум десять разных сочетаний вторых блюд и пять вариантов супов. Все блюда расписаны по ингредиентам, питательному составу и весу в граммах для соответствия рекомендациям РПН по среднесуточным нормам питания, разработанным НИИ питания РАМН. Есть сборники утвержденных рецептов – так называемые технологические карты блюд: кроме них, садикам запрещено готовить что-либо иное.
3. Контроль за качеством питания в детском саду закреплен за заведующим, родителями и государственным заказчиком. То, как соблюдают правила на кухне, проверяет Роспотребнадзор – если поступают жалобы от родителей или по графику – раз в три года.
4. Питание могут либо готовить в самом садике, либо – как теперь зачастую принято – заказывать у специальных фирм-поставщиков. Во втором случае еду в садике только разогревают, режут и сервируют по тарелкам. В обоих случаях с тарелок детей неминуемо образуются пищевые отходы.
5. Кормят детей в российских детских садах от двух до шести раз в день, в зависимости от того, сколько времени ребенок здесь находится. В Москве с 2016 года принят стандарт на питание пять раз в день: завтрак, легкий второй завтрак, обед, полдник и ужин. Отмечают, что перевод с четырехразового питания (с плотным полдником сразу после сна, который дети часто не съедали) на пятиразовый режим (с легким полдником и ужином после прогулки) привел к большому сокращению пищевых отходов в садиках.
Проблемы с выбрасыванием еды в детсадах актуальны во всех регионах.
О том, что значительная часть еды в детских садах отправляется в отходы, можно нередко прочитать в Интернете – как в обсуждениях родителей, так и в откровениях воспитателей и других работников детсада.
«Некоторые даже не притрагиваются к выданной порции, и нянечка вынуждена всё выкинуть в ведро!» – восклицает анонимный работник ДОУ из сельского населенного пункта.
Распространенные причины и возможные ответы
Доказано опытным путем: коллективный прием пищи обычно способствует тому, что дети кушают в саду с бóльшим аппетитом, чем дома. Но воспитатели сетуют, что именно в наше время дети, которые едят всё, стали очень большой редкостью. Избирательность в еде – очевидная примета эпохи большого изобилия и выбора в продуктах. Попробуем определить и более конкретные причины, почему дети плохо едят в садике.
Популярная жалоба родителей:
– часто дети не едят блюда из-за их непривлекательного внешнего вида / вкусовых особенностей.
Популярные жалобы воспитателей:
– современные родители не обременяют себя приготовлением полезной пищи. Как следствие – дети плохо воспринимают многие блюда: тушеные овощи, кисломолочные продукты, рыбу, запеканки и другую детсадовскую еду, которую готовят по стандартам здорового питания;
– иногда семейная еда чересчур «изысканна» в сравнении с простыми блюдами из детсада, приготовленными в требуемом щадящем режиме (отварная, на пару, запеченная – жарение исключено);
По наблюдению работников детсадов, «после домашних деликатесов дети нередко просто не едят детсадовскую кашу, суп с крупой и котлеты».
– малыши могут отказываться от еды и просто при несовпадении графика кормления в саду с домашним режимом питания: чувство голода наступает в привычные для дома часы, а потом аппетит уходит.
От теории к практике. Региональный кейс
Мы связались с воспитателем детского сада в одном из российских регионов, в городе с населением 60 тыс. человек, которая рассказала нам о том, как обстоит дело с организацией питания и пищевыми отходами в их детсаде.
Собираем части пазла:
1. Перед нами средняя группа детского сада – это дети 4-5 лет. В группе 20 человек, из них в день приходят 16-18.
2. Питание для детей готовится на собственной кухне. Для всех детских садов в городе установлено единое меню по стандартам РПН. Есть меню на летнее и на остальное время, согласно тем же стандартам.
3. В конце рабочего дня остается 10 л отходов. Из наблюдений воспитателя, дети неохотно едят рыбное суфле, овощные запеканки, печенку в любом виде. При этом хорошо едят гороховый суп, рассольник, куриный борщ. Из напитков плохо идет кисель, компоты и шиповник. Хорошо в основном пьются только соки. Такие предпочтения чаще всего исходят из пищевых привычек внутри семей.
4. Что касается утилизации пищевых отходов: детский сад заключил договоры с физическими лицами по их продаже на кормление животным. Часть отходов отдают местному приюту для животных.
Пытаются ли в садике предупреждать образование пищевых отходов? Ответ воспитателя:Да. И вот каким образом:
— родителей опрашивают, кто из детей ест или не ест какую-то еду, так чтобы не класть на тарелку то, что точно не съедят;
— при разговорах с родителями просят их готовить «садовскую» еду дома и приучать детей к разнообразию, так чтобы дома были не только макароны. Предлагают попробовать определенные блюда на родительском собрании, чтобы родители могли понять, что за вкус у блюда и смогут ли они повторить такое дома. Родителям дается полная информация по еде: технологические карты, чтобы они знали состав блюд; места, где еду закупают (если у местных фермеров, то у каких именно) и т.д.;
— стараются красиво сервировать стол и оформлять подачу блюд – например, использовать яркие салфетки;
— с детьми проводят занятия, где изучают разные продукты и их пользу.
О воспитании детей – и воспитании родителей
Итак, для предупреждения образования отходов важна разъяснительная работа не только с детьми, но и с родителями. С родителями она тем более актуальна, что дети, как правило, «зеркалят» ближайших и самых важных для них взрослых.
Суммируем важные советы для родителей от работников детских садов:
1) Перед определением ребенка в детский сад следует постараться сделать домашний режим питания близким к тому, что будет в детсаде. В ДОУ, как правило, завтрак — в 8.30, обед — в 12.00 , полдник — в 15.00, ужин — в 18:30.
2) Родителям полезно знакомиться со сведениями о продуктах и блюдах из меню, для чего в группах практикуется вывешивание меню. В идеале следует вводить детсадовские блюда (каши, суп, запеканки, простые котлеты, компот и т.д.) в свой домашний рацион.
3) Утром, до отправления ребенка в детский сад, его не стоит кормить, так как это нарушает режим питания и приводит к снижению аппетита. Только если ребенка приводят в садик очень рано, задолго до завтрака, ему можно дома дать что-то легкое – например, легкий йогурт.
4) Если ребенок и дома плохо ест блюда из «садовского» меню, надо постараться заинтересовать его уговорами в ласковой игровой форме. Воспитатели дают такие подсказки:
— если дети плохо едят рыбу, попробуйте сказать: «В рыбке много фосфора, от которого блеск на елочных игрушках. Кушай рыбку – и глазки будут блестеть». Детки кушают и спрашивают: «А у меня глазки блестят?»
— если ребенок не хочет пить кефир: «А ты попробуй, он кисленький как витаминки»;
— если не пьет какао – «Шоколадка на солнышке растаяла, теплая, сладкая»
и т.п.
Личный пример родителя – один из главных факторов успеха. По опыту, если мама или папа рядом ест то же блюдо и активно нахваливает его, ребенок заинтересуется и тоже станет есть.
Итак, для полноценного питания детей и уменьшения количества пищевых отходов важно, чтобы организация питания детей в детском саду сочеталась с правильным питанием ребенка в семье. Между семьей и детсадом здесь должна быть четкая корреляция для взаимовыгодного сотрудничества:
1) когда рацион корректируется в пользу простых и полезных блюд, у ребенка вырабатывается стереотип правильного и рационального питания, необходимый для выбора продуктов, полезных для здоровья;
2) когда дети съедают всю полезную еду, предлагаемую в садике, пищевые отходы в детских садах сокращаются, а ребенок усваивает рациональный подход к продуктам и ресурсам.
Ну а рациональное питание + рациональное потребление = гармоничная личность во многих отношениях.
Подписывайтесь на новости нашего проекта и следите за нами в социальных сетях:
Телеграм-канал «Про | фудшеринг»
Сообщество VK «Про | фудшеринг»
Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты.
Обложка — unsplash.com