За 2023 год траты россиян на питание снизились, но остались главной статьей расходов
Такие результаты исследования опубликовал аналитический центр НАФИ. По его данным, сейчас доля расходов на продукты составляет в среднем 31% от всех затрат жителей нашей страны, в то время как год назад она была 35%.
При этом доля расходов на одежду и обувь выросла с 11 до 15%, траты на жилье увеличились с 10 до 11%, на личный и общественный транспорт – с 9 до 11%, на досуг и культуру – с 7 до 8%.
Сократились траты на образование (с 9 до 4%) и на посещение ресторанов и кафе (с 7 до 4%). Доля расходов на медицину и лекарства осталась на прежнем уровне – в среднем 9% от всех затрат.
«Произошло изменение поведенческих привычек населения, вызванное различными факторами, в том числе инфляцией, в таких категориях, как продукты питания, одежда и обувь, а также транспорт. При этом происходит сокращение расходов и на продукты питания – такие изменения связаны с необходимостью высвобождения средств для удовлетворения своих потребностей в других категориях», – заявила директор Центра стратегического анализа «Ингосстраха», проводившего исследование вместе с НАФИ, Евгения Васильева.
«В целом можно сказать, что у россиян растет доля первичных расходов по сравнению со второстепенными», – отмечает эксперт.
Ранее аналитики портала picodi.com выяснили, что расходы на еду в Российской Федерации составляют в среднем 29% от доходов граждан. По этому показателю Россия оказалась на 69-м месте из 105 исследованных стран.
Опубликованные данные говорят о средних по стране расходах на питание. Между тем в отдельных категориях они могут существенно отличаться: так, по данным опроса, проведенного в начале года ВШЭ, 4% участников сообщили, что им не хватает денег на еду, еще 13% говорят, что денег им хватает только на еду. Доля нуждающихся снижается, но не быстро. По официальным данным, летом 2023 г. доходы ниже границы бедности были у 10,8% населения – это 15,7 млн человек.
Один из наиболее эффективных способов поддержки нуждающихся – снабжение их продуктами, которые жертвуют производители и торговые компании. Это может быть и еда с истекающим (но еще не истекшим!) сроком годности, которую в противном случае вскоре придется утилизировать. Крупнейшая благотворительная организация, которая собирает такие продукты и передает их одиноким пенсионерам, инвалидам и небогатым семьям с детьми, – банк еды «Русь». Узнать о его работе и поддержать ее можно по ссылке.
Обложка – банк еды «Русь»