Разумно, эффективно, комфортно. Все главное о рациональном потреблении

26.09.2024
8 минут
Автор
Юлия Фетисова

Актуальный тренд в мире и относительно новый для России – осознанное, или рациональное, потребление. Одна из задач нашего медиа – помочь россиянам понять и применять его принципы в своей жизни. Заметим, что рациональное потребление – это не только про экологию и спасение планеты для будущих поколений, но и про наше личное благополучие уже сегодня: тут и польза кошельку, и сохранение здоровья, и эмоциональный комфорт. К чему приводит сверхпотребление и как внедрить рациональное потребление в свою повседневность – читайте в материале.

Эпоха сверхпотребления

Производство товаров идет непрерывным потоком – год от года прирастает новыми вкусами и видами продуктов питания, линий одежды, все более крутыми моделями смартфонов, всевозможных гаджетов и техники. При этом:

производители наращивают объемы рекламы, чтобы сбыть все производимые продукты и товары;

маркетологи изобретают акции, чтобы побудить потребителей покупать больше;

«лидеры мнений» через социальные сети и СМИ пропагандируют успешный образ жизни, стимулируя потребительский спрос на вещи – «атрибуты успеха»;

банки предлагают кредиты, побуждая людей к тратам сверх своего дохода.

В итоге привычным для людей образом действий становится сверхпотребление. 

Проблема сверхпотребления состоит в том, что современные потребители часто делают необоснованные покупки и тратят ресурсы сверх объективных нужд.

Сверхпотребление приводит к целому ряду негативных последствий:

1) для людей: поглощение финансовых, энергетических и временных ресурсов – негативное влияние на финансовое положение, здоровье и общий тонус жизни;

2) для планеты: перерасход ресурсов и лавинообразный рост отходов – огромный вред для окружающей среды.

Отходы в эпоху сверхпотребления – это уже не только изношенная одежда, упаковка от еды и отработавшая свое техника, но и формально устаревшие устройства, тонны неношеной одежды и невостребованных продуктов.

По данным ООН на март 2024 года, на свалках оседает 1/5 часть производимого во всем мире продовольствия. У нас в России ежегодно выбрасывают почти 18 млн тонн несъеденных продуктов.

По оценкам западных экспертов, на полигонах ежегодно оказывается пригодная, а часто и вообще неношеная одежда на сумму в 460 млрд долл.

Электронный мусор, по отчету ООН 2024 года, это 62 млн тонн токсичных отходов в год, и лишь 25% из них идет на переработку. При этом, по прогнозам, бурный спрос на электронные устройства в мире продолжится из-за быстрого устаревания вчерашних моделей.

Таким образом, большая часть мусора генерируется из-за потребления сверх объективных потребностей, что наносит ничем не оправданный урон планете.

Урон планете и урон для человека

В целом сверхпотребление наносит вред по четырем основным направлениям:

1) удар по личному/семейному бюджету: напрасно потраченные деньги;

2) вред для здоровья: импульсивная закупка продуктов (например, по акциям) часто ведет к нездоровому питанию и перееданию, подчеркивают нутрициологи;

3) угнетенное эмоциональное состояние: психологи отмечают, что перед актом импульсивного потребления человек испытывает эйфорию, но затем она уступает место вине и депрессии;

4) и, наконец, разрушение окружающей среды: расточительство ресурсов и прогрессирующий рост свалок, в том числе из-за миллионов тонн пищевых отходов, вред которых огромен, вопреки распространенному обратному мнению.

От антипотребительства – к разумному потреблению

Поскольку сверхпотребление вызвало к жизни столь серьезные человеческие и глобальные проблемы, в ответ на агрессию культуры бесконечного потребления зародилось движение антиконсьюмеризма (от англ. anti-consumerism) – то есть антипотребительства.

Антиконсьюмеризм осуждает чрезмерные траты на вещи и «демонстративное» потребление в погоне за целями, навязанными рекламой и «лидерами мнений». Его философия не имеет в виду отказ от благ цивилизации, а лишь выработку разумного подхода к потреблению. 

Разумный подход к чему бы то ни было присущ человеку здравомыслящему – иными словами, мыслящему рационально. Так постепенно в мире появилась концепция рационального потребления (англ. rational consumption). Его ключевые принципы рассмотрим ниже.

Человек разумный = потребитель рациональный

1) Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и потому предполагает:

— экономию в плане отказа от излишеств;

— ответственный расход ресурсов;

— повторное использование и переработку приобретенных товаров.

2) Рациональное потребление безопасно для здоровья человека.

3) Рациональное потребление стремится к минимизации отходов и потому нацелено на:

— отказ от импульсивных покупок с риском приобретения ненужных товаров;

— использование рецептов безотходной (англ. zero waste) готовки.

4) Рациональное потребление держит в приоритете продукты и товары категории «эко», когда в идеале весь производственный цикл не вредит природе – начиная с добычи сырья и заканчивая утилизацией отходов.

Исходя из этого, рациональное потребление – это экологически дружественное потребление, основанное на бережном подходе к ресурсам и естественном стремлении каждого человека быть разумным и эффективным.

По сути, принимать рациональные решения в области потребления означает учитывать последствия для:

— окружающей среды / экологии планеты;

— своего общего благополучия;

— своих финансов.

Руководящий принцип тут: максимизация полезности при минимизации затрат и возможного вреда. Это означает – выбирать продукты и товары, которые имеют высокое качество и низкую цену, стараться использовать весь их потенциал и при этом не допускать вреда экологии / минимизировать его.

Стать рациональным потребителем

Потребителем является каждый из нас – и не только когда покупаем продукты и вещи: мы потребляем воду, электричество, пользуемся транспортом и т.д. Ниже несколько ключевых шагов, которые помогут стать рациональным потребителем.

Заметим, что многие советы применимы не только к отдельному человеку или семье, но и к компании/учреждению – которые ввиду своих масштабов могут оказывать намного большее влияние своим потребительским поведением – как положительное, так и отрицательное.

1) Совершайте покупки обдуманно:

— самое действенное – составлять заранее список необходимого;

— чтобы не купить лишнего, задавайте себе и честно отвечайте на вопросы по типу: «Мне это точно нужно? Для чего?», «Что случится, если я это не куплю?», «Что я буду делать, если мне это не пригодится?» и т.п.;

— помните: покупка большого количества продуктов по выгодной цене или акциям типа 2+1 часто приводит к их залеживанию и выбрасыванию;

— учитывайте, что спонтанно понравившаяся (чаще всего объективно не нужная) одежда и красивая, но неудобная обувь обычно надеваются всего пару раз;

— отдавайте предпочтение безопасным и долговечным товарам. Выбирайте не синтетические ткани, а натуральные – вы точно будете носить их охотнее; к тому же синтетика почти не разлагается в природе.

2) Покупайте и используйте вещи, которые можно использовать повторно или сдать на переработку. Например, вместо одноразовых полиэтиленовых пакетов можно использовать многоразовые сумки.

3) Экономно расходуйте ресурсы. Начните с малого: выключайте воду при чистке зубов и гасите свет, когда в комнате никого не остается. Используйте энергосберегающие технологии – например, энергосберегающие лампочки, энергосберегающие конфорки и т.д. 

4) Уменьшайте пищевые отходы, предотвращая их образование. Вот несколько советов из нашего ТГ-канала:

— организуйте холодильник так, чтобы все было на виду;

— создайте список продуктов, чтобы отслеживать, что у вас есть, а что докупить;

— регулярно проверяйте содержимое холодильника, чтобы ничего не пропало;

— фотографируйте холодильник перед походом в магазин: так вы не забудете, что у вас есть в наличии.

5) Сортируйте мусор и все, что можно, сдавайте на переработку – пусть даже это будут только батарейки и пластиковые крышечки, если других пунктов приема в вашем районе нет.

6) Если у вас есть ненужные вам пригодные продукты, успевайте отдать их на фудшеринг. Ненужные вещи в хорошем состоянии отдавайте на благотворительность или выставляйте на рисейл-платформмы. 

7) Давайте новую жизнь старым вещам вместо того, чтобы их выбросить.

8) Если хотите купить новую модель смартфона, продайте или подарите кому-то свой старый девайс, чтобы он не попал на свалку: электронные отходы токсичны.

9) Используйте экологически безопасные виды транспорта – те же электрокары.

10) Отдавайте предпочтение местным продуктам: они минимизируют углеродный след и содержат меньше химикатов – польза и для экологии, и для здоровья. Если позволяет кошелек, покупайте экопродукты и пользуйтесь услугами компаний, которые заботятся о сохранности окружающей среды.

В идеале рациональное потребление должно стать простым и легким выбором для потребителя. В реальности же на этом пути существует ряд барьеров: не во всех регионах есть инфраструктура раздельного сбора отходов, цены на товары категории «эко» не всем по карману и т.д.

Каждый потребитель вправе сам определить тот набор шагов, что доступен и приемлем лично для него, чтобы ему было комфортно пересмотреть хотя бы часть своих потребительских привычек в сторону большей рациональности.

В конечном итоге рациональное потребление призвано помочь каждому перейти к ответственной и сбалансированной жизни и принести пользу как ему лично, так и всей планете.

Будьте в курсе новостей и тенденций рационального потребления в России и мире – подписывайтесь на аккаунты нашего медиапроекта в социальных сетях:

Телеграм-канал «Про | фудшеринг»
Сообщество в VK «Про | фудшеринг»

Фотографии – unsplash.com