Время шеринга: как внедрить своп в любой бизнес

05.09.2024
9 минут
Автор
Юлия Фетисова

В наше время бурно развивается сфера шеринга (от анг. share – «делиться») – проекты и сервисы совместного пользования вещами. Каршеринг, букшеринг, стройшеринг, фудшеринг… «Зашерить» автомобиль за плату или ненужную кастрюлю борща в пользу ближнего – явления хотя и разного порядка, но со схожим мотивом – более рационального использования ресурсов. Еще одно новое понятие в этом ряду – «своп»: своп-маркеты приглашают людей совместно использовать и обмениваться вещами – имея в виду не только, но главным образом одежду и обувь.

О шеринге и о возможности внедрения своп-системы в любой бизнес мы поговорили с основательницей одного из самых успешных своп-маркетов в России – социально-экологического проекта «Давай меняться!». Предоставляем слово Анастасии Носковой

Шеринг: мотивы различны, польза одна

Шеринг – это совместное владение какой-то вещью. Одни приходят к нему ради выгоды и удобства, другие – из личных убеждений, когда осознают губительное влияние чрезмерного производства и потребления на экологию и хотят снизить свой экологический след на планете.

Не так важно, что побуждает человека выбирать шеринговые сервисы. Важно, что и в том, и в другом случае снижается спрос на новые товары. А значит, снижается спрос на их производство и нагрузка на экологию. Поэтому так важно вовлекать людей в шеринг, делать такие сервисы более доступными и привлекательными.

Идея своп-маркета пришла спонтанно

По своему образованию и сфере деятельности я маркетолог и экономист. Более 15 лет работала в области маркетинга и продаж в крупных компаниях по продаже товаров FMCG.

FMCG – аббревиатура от английского выражения Fast-Moving Consumer Goods, дословно: потребительские товары быстрого оборота. К ним относятся товары повседневного спроса, которые люди покупают каждый день: продукты, бытовая химия, средства гигиены, товары для животных и т.д.

Работая в этой сфере, я осознала, как изощренно, с помощью маркетинговых инструментов товары в немыслимых объемах продаются людям, вне зависимости от их реальных потребностей. Стало ясно, что экономика с огромной скоростью несет человечество в пропасть.

Впоследствии я узнала, что есть альтернатива: идея устойчивого развития (УР) и 17 целей УР, в которых заключена наша надежда на сохранное будущее. У меня двое детей, и мне важно, в каком мире они будут жить. Поэтому я решила: если начну свой бизнес, то он должен быть из поля экономики будущего – экономики устойчивого развития.

Проблема захламленности – у каждого второго.

Исходя из моей специализации по продаже товаров людям, я задалась вопросом: а какая может быть альтернатива шопингу, желательно еще и с выгодой для людей? Однозначно – это обмен: когда сдаешь свое ненужное (решая проблему захламленности, которая есть практически у каждого второго), а взамен берешь нужное. 

Выгода – главный мотиватор

Оплата в своп-маркетах символическая – только за услугу обмена. Выгода налицо! И вот проект уже четыре года стабильно развивается и вглубь, и вширь.

В нашем своп-маркете можно: 

1) отдать ненужные вещи на благотворительность;

2) обменять на нужные;

3) сдать вещи на переработку.

Также мы проводим своп-вечеринки, для детей организуем тойкроссинги – обмен игрушками. Такие мероприятия можно и нужно проводить и самостоятельно, в кругу друзей и знакомых.

Своп пришел из Европы, точнее, из послевоенной Англии. Как правило, раньше это были домашние посиделки подруг для обмена вещами. В 2000-х своп обрел формат светских вечеринок подруг с музыкой и шампанским. Сейчас, в 20-х годах своп уже включает в себя желание подсветить проблемы экологии. Как правило, мотивация того, кто приходит в своп-маркет, – это не просто желание получить хорошие вещи даром, но и проявить себя осознанным человеком, который заботится об окружающей среде.

Мы уверенно развиваемся

1. На данный момент мы уже федеральная сеть: более 20 своп-маркетов в 11 городах России. В течение года мы ожидаем быстрый рост за счет привлечения дополнительных сотрудников по развитию сети.

2. У нас действует единая система обмена и электронных кошельков: так, сдавая вещи в Ижевске или Уфе, клиент может приобрести нужные вещи за начисленные баллы (свопы) в Москве или, например, в Сочи. У всех своп-маркетов сети общая клиентская база, которая постоянно растет.

Финансово нас никто не поддерживает

Однако мы сотрудничаем со многими организациями, проводим совместные экоакции. Среди наших партнеров:

— БФ «Второе дыхание»,

— «Самолет Плюс»,

— Х5 Retail Group,

— СБЕР,

— РЖД,

— АСПЭК.

СМИ иногда приходят бесплатно осветить наши мероприятия.

Показатели роста

1. Изначально у нас не было направления «переработка» – теперь принимаем и изношенные вещи. Ежемесячно на переработку идет около 12 тонн одежды.

2. В благотворительность мы ежемесячно направляем более 17 тонн одежды и обуви.

3. Регулярно в обмене принимают участие более 20 тыс. человек.

4. Мы входим в двадцатку лучших экопроектов страны («Зеленая премия» от РЭО) и прошли сложный конкурс по отбору проектов, «способных менять мир к лучшему». По итогам конкурса я, как руководитель, прошла очное обучение в Австрии – чтобы научиться лучше управлять «зелеными» проектами.

5. Поначалу у нас были бумажные купоны (свопы). Сейчас уже есть сайт, программное обеспечение (ПО) по обмену товарами, приложение – электронный кошелек для клиентов. 

С помощью этого ПО предприниматели смогут не только продавать свои товары и услуги, но и обмениваться ими. Это и просто, и выгодно всем.

О сути своп-ПО для предпринимателей

Наше ПО представляет собой учетную запись магазина/мастера с доступом к системе обмена и всей базе клиентов, которые посещают свопы. Имея такой доступ, можно организовать полноценный или частичный своп в своих магазинах, шоурумах, салонах красоты, ресторанах и пр.

Через ПО можно:

1) регистрировать и заводить электронный кошелек для новых клиентов;

2) оценивать и начислять электронные деньги – свопы (баллы) на кошелек клиента;

3) списывать баллы за свои товары/услуги;

4) начислять кешбэк за покупки в рублях.

По итогу дня можно увидеть, сколько клиентов приходило, сколько было транзакций (обменов, покупок), сколько дохода это принесло. Также можно составлять различные отчеты для анализа деятельности свопа.

Это первый вариант: полноценный своп-маркет.

Второй вариант – это частичный своп: его также можно организовать в своем заведении через наше ПО. Тогда услуги и товары будут продаваться как обычно, но клиенты, у которых есть своп-кошельки, могут оплатить свопами (баллами) до 25% от стоимости покупки.

В случае частичного свопа у организатора нет возможности начислять баллы, можно только списывать их. При этом все списанные свопы начисляются организатору на его собственный своп-кошелек.

ПО для организации частичного СВОПа в любых заведениях – магазинах, салонах красоты, кафе, ресторанах и т.д. – внедряется очень легко и сейчас находится на завершающем этапе разработки. ПО для полного свопа уже работает. Обучение проводит наша команда.

Необходимо лишь оплатить доступ – и далее помесячная абонентская плата за ежедневную техническую поддержку, развитие ПО и приложения. На данный момент стоимость очень низкая, так как в наших интересах развить сеть очень быстро.

Хотелось бы развивать и фудшеринг

Нас всех с детства учили, что нельзя выбрасывать еду, и мне давно интересна идея фудшеринга, хотелось бы развивать и это направление. Но проекты по фудшерингу сложно реализовать из-за коротких сроков годности некоторых продуктов, а особенно готовой еды. Кроме того, пока нет понимания по вопросам логистики и по соседскому размещению с непродовольственными б/у товарами. Фудшеринг стоить развивать масштабно: вовлекать крупных игроков рынка, в том числе государство, крупные ритейловые сети.

А теперь БОНУС: лайфхаки для передачи одежды в своп-маркет

1. Прежде всего это настрой. Сдавая свои вещи и выбирая вещи в свопах, вы не просто идете на шопинг, а вкладываетесь в развитие экологических инициатив: своим выбором, временем и небольшой оплатой услуг вы поддерживаете нас, а это значит, что экопроекты будут развиваться и делать мир чище и экологичнее.

2. Идя в своп-маркет, чтобы не просто сдать вещи, но и выбрать что-то для себя, имейте в запасе один-два часа. Да, в обычном магазине все удобно развешано по размерам и цветам, но и стоит в десятки раз дороже. В свопе вы сможете найти за пару часов вещи не хуже и при этом заплатите копейки.

3. Не стесняйтесь обращаться к консультантам. Как правило, они принимают и развешивают каждую вещь самостоятельно и потому хорошо разбираются в ассортименте. Вам обязательно помогут найти нужное.

4. Когда сдаете вещи, проявляйте уважение к принимающему – тому, кто будет смотреть каждую вашу вещь – да, включая и ту грязную порванную кроссовку, в которой даже нет стельки (к сожалению, такого добра приносят много). А также и уважение к тем, кто потом будет этими вещами пользоваться. Ведь сдавая свои вещи, мы хотим сделать доброе дело – важно, чтобы людям было приятно.

Итак, вещи должны быть:

1) чистыми, с приятным запахом после стирки или вообще без какого-либо запаха;

2) сухими;

3) если вещи идут на благотворительность или обмен, они не должны иметь никаких дефектов, видимых следов износа;

4) если вы сдаете вещи в контейнер, то они должны быть герметично упакованы в пластиковый пакет.

За шерингом будущее

Уверена, что это тренд, который со временем будет становиться все популярнее и популярнее.

Фотографии — Анастасия Носкова