Благотворительность вместо сувениров и другие работающие лайфхаки корпоративного фандрайзинга
Продолжаем исследовать возможности интеграции бизнеса в благотворительные проекты и предлагаем поговорить о корпоративном фандрайзинге. Топ-3 техники денежных сборов и эффективные способы вовлечения сотрудников – разбираем в этом материале.
О корпоративном волонтерстве можно почитать тут.
Что такое фандрайзинг и зачем он нужен бизнесу?
Фандрайзинг (от англ. fundraising) – это сбор денег и других ресурсов, предназначенных для поддержки социально значимых проектов. Под «другими ресурсами» понимают услуги, товары, оборудование, информацию, контакты нужных людей.
В первую очередь фандрайзингом занимаются сами благотворительные организации, тогда как бизнес чаще всего вовлекается именно в финансовую часть этой масштабной работы.
Денежные сборы в пользу фондов или НКО – это часть социально ориентированного маркетинга компании, который способен решать сразу несколько задач по развитию бизнеса:
— создать и укрепить имидж социально ответственной компании;
— привлечь новых инвесторов и партнеров;
— расширить целевую аудиторию, в том числе привлечь представителей молодого поколения, которому интересны социальные проекты;
— выделиться среди конкурентов – например, при участии компании в тендерах;
— мотивировать и объединять сотрудников, превращая коллектив в круг единомышленников.
За фандрайзинг в компаниях, как правило, отвечают те же люди, что и за корпоративное волонтерство. В первую очередь это могут быть представители Отдела по корпоративной социальной ответственности (КСО), Департамента устойчивого развития для реализации ESG- и ЭКГ-повесток.
Если таких специалистов в компании еще нет, то почетная задача ложится на плечи коллег, отвечающих за внешние/внутренние коммуникации и HR (управление кадрами), в функционал которых входит формирование позитивного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров и сотрудников.
Топ-3 эффективные техники корпоративного фандрайзинга
Предлагаем рассмотреть денежную сторону фандрайзинга и три основные техники сборов в пользу фонда или НКО внутри компании.
1. Денежные сборы: адресные и системные
Такие сборы могут быть разовыми акциями или устоявшимися регулярными практиками в партнерстве компании с благотворительными фондами, НКО или социальными учреждениями.
Адресные и системные сборы различаются:
— по масштабу: один благополучатель или несколько, одна конкретная небольшая задача или качественное решение большой проблемы;
— по сроку проведения.
Такие сборы ведутся по внутренним каналам компании офлайн или онлайн.
Так, на предприятиях устанавливают ящики для пожертвований или же сотрудники могут перевести деньги в партнерский фонд (или фонды) и НКО по специально выделенной ветке для сбора средств.
2. Проекты с мэтчингом
Техника мэтчинга подразумевает совместное пожертвование компании и сотрудников, ее можно применять на практике в двух форматах:
— корпоративный донор (компания) удваивает, утраивает или округляет до большей суммы пожертвования частных лиц (сотрудников) в фонд или НКО;
— компания переводит в фонд определенную сумму за действия по правилам акции. Так, компания может жертвовать сумму за посты сотрудников в соцсетях с оговоренным хештегом, просмотры видео, скачивание полезных файлов и так далее.
К проектам с мэтчингом можно отнести спортивные мероприятия, которые компания организует так:
1. Объявляет мероприятие по определенной теме – допустим, забег или велозаезд.
2. Выбирает благотворительный фонд и оглашает сумму сбора. Компания обязуется внести определенную сумму пожертвования за каждый километр, который пробегут или проедут сотрудники.
Можно приглашать к участию родных и друзей, чтобы они помогли собрать нужную сумму. А если заявленная цель не достигнута, получившуюся сумму компания может сама округлить в бóльшую сторону.
Эксперты по фандрайзингу считают технику мэтчинга самой популярной и эффективной, так как:
— людям приятнее перечислять деньги, зная, что их сумма будет увеличена;
— для сотрудников важно и ценно быть на одной волне с работодателем – когда тот поддерживает их шаги в благотворительности.
3. Взносы в фонд вместо подарков на праздники
На Новый год и другие праздники компании зачастую дарят своим сотрудникам сувениры. В большинстве случаев такой выбор обоснован желанием самих сотрудников или имиджевыми и коммуникационными задачами компании в данный момент. Но случается и так, что это решение остается просто данью традиции, без учета реальных нужд получателей, и его вполне можно изменить.
Вместо сувениров можно «подарить» сотрудникам благотворительные взносы от их имени в фонд или НКО. Это может быть фонд, с которым у компании есть сотрудничество, или же другой проверенный фонд со специального сайта-агрегатора – Благо.ру, VK Добро, Добро Mail.ru.
Сотрудники не подержат в руках свой физический подарок, но получат реальное доброе дело, совершенное компанией от их имени. При необходимости можно позаботиться о каком-то сопутствующем электронном подарке: подписке на полезные материалы, фильмы и т.п. Такие подарки может предоставить как сама компания, так и благотворительный фонд-партнер.
Наше предложение – подарочный гайд «Новый год в стиле ноль отходов»
В преддверии новогодних праздников медиапроект «Про фудшеринг» в партнерстве с банком еды «Русь» выпустил гайд о том, как встретить Новый год бережно к природе и с заботой о близких.
Компания может подарить гайд «Новый год в стиле ноль отходов» сотрудникам вместо сувениров, а бюджет на новогодние сувениры пожертвовать в банк еды «Русь».
Если такой возможности нет, то можно просто рассказать про гайд сотрудникам, чтобы они могли грамотно подготовиться к празднику и больше узнать о фудшеринге и рациональном потреблении.
– Сотрудники оставят адрес своей электронной почты, куда фонд направит им гайд.
– При желании сотрудники могут поблагодарить фонд за материал, сделав пожертвование через куар-код в гайде.
Пожертвования будут направлены на работу крупнейшего в стране банка еды «Русь», работающего по технологии фудшеринга и доставляющего продуктовую помощь многодетным семьям, старикам и людям в сложной жизненной ситуации.
Как успешно фандрайзить среди сотрудников?
В завершение материала предлагаем несколько лайфхаков для эффективного вовлечения сотрудников в благотворительные денежные сборы.
1. Правильно выбирайте направление помощи и партнера
Выберите организацию, миссия и ценности которой созвучны вашей компании. Так, поддержка работы фудшеринговой организации подойдет компании, которая заботится о снижении количества пищевых отходов или углеродного следа или в целом заинтересована в комплексном повышении качества жизни людей в городе или стране присутствия.
Если есть возможность, вовлекайте сотрудников в выбор благополучателя. Так, можно провести опрос внутри компании – предложить на выбор несколько подходящих потенциальных партнеров – фондов или НКО.
2. Информируйте!
Предоставьте сотрудникам достаточно информации о фонде и его деятельности: приглашайте представителя фонда в офис для знакомства, включайте информацию о фонде в рассылку для сотрудников, делайте кросс-промопосты с фондом в своих внутренних каналах.
Чем чаще имя фонда будет появляться в поле зрения сотрудников, чем информативнее будут ваши материалы о деятельности фонда, тем вероятнее успех сборов.
Третье и самое главное: руководители компании и отвечающие за благотворительные проекты сотрудники собственным примером должны стимулировать корпоративный фандрайзинг, на деле подтверждая свою приверженность принципам КСО.Узнать подробности о приобретении новогоднего гайда «Новый год в стиле ноль отходов» от медиапроекта «Про фудшеринг» и банка еды «Русь» можно по электронной почте Fundraising@foodbankrus.ru.
Проект «Про фудшеринг» реализуется при поддержке Росмолодёжь.Гранты.
Фотографии – unsplash.com, Тимур Надыршин