Благотворительность vs утилизация. О налоговых стимулах для фудшеринга в России и мире
Налоги – одно из главных препятствий на пути развития фудшеринга – технологии бесплатного распределения нереализованных бизнесом качественных продуктов вместо их утилизации. В этом материале разберемся, как в разных странах мира фудшеринг делают более привлекательным для бизнеса с помощью налоговой политики и какие подвижки в этом вопросе происходят в России.
Суть проблемы
Ежегодно в России образуется около 18 млн тонн пищевых отходов, из которых более 5 млн производит торговля и общепит. Немалую долю составляет нереализованная еда, или еда, которую не смогли продать.
При этом:
– по данным Росстата за 2023 год, около 16 млн россиян живут за чертой бедности и испытывают нужду даже в самых необходимых продуктах;
– выбрасывать хорошую еду не только неэтично, но и неэкологично: на свалках пищевые отходы не разлагаются, а гниют и очень сильно отравляют природу.
Решение найдено
Частичным решением проблемы является фудшеринг. Популярная во всем мире социально-экологическая технология служит распределению невостребованной, но пригодной еды среди нуждающихся людей с помощью некоммерческих организаций, банков еды, онлайн-платформ.
Когда на складе производителя или продавца есть партия товара, которая точно не может быть реализована в срок (на этот счет у компаний копится статистика), имеет смысл задуматься о фудшеринге. Но вот парадокс:
Продовольственным компаниям в России сейчас выгоднее утилизировать невостребованную продукцию, дождавшись истечения срока ее годности, чем раздавать еду бесплатно до истечения этого срока.
И главная причина этого парадокса – налоги.
Как налоги влияют на фудшеринг
Комментирует Владимир Константинов, партнер налоговой практики компании «Технологии Доверия»:
«Передача продуктов, которые продавцы отдают бесплатно на фудшеринг, приводит к обязанности уплачивать НДС в бюджет, поскольку передача рассматривается как расход на благотворительность, а не как бизнес-расход. А вот утилизация продуктов не облагается налогом, поскольку рассматривается как неизбежный бизнес-расход».
Кроме того, сама по себе организация фудшеринга требует от донора денежных затрат: он должен вложиться в изменение систем учета и списаний, выделить рабочее время персонала на отбор продуктов, организацию хранения. Чтобы расположить компании к такого рода деятельности, нужны стимулы со стороны государства (например, налоговые льготы, вычеты, компенсации и т.д.). Отчасти стимулом выступает развитие культуры социальной ответственности бизнеса, но этот тренд пока наиболее характерен для крупных производителей и продавцов. В то время как налоговые стимулы способны вовлечь в процесс разнокалиберные компании и увеличить объемы фудшеринга в десятки раз.
Ситуация в России: фудшеринг vs НДС
До 2020 года компании, практикующие фудшеринг в России, должны были платить налог на прибыль в размере 20% и НДС в размере 10–20%. Получался довольно внушительный «штраф» за доброе дело, совершаемое взамен напрасного уничтожения еды, – ситуация парадоксальная.
Говорит сооснователь и президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова:
«Вот уже более 10 лет мы внедряем в производственно-сбытовые цепочки производителей и компаний уникальную технологию фудшеринга. На этом пути крайне важно устранить налоговые барьеры. Поэтому еще с 2017 года вместе с аудиторско-консалтинговой компанией «Технологии Доверия» (ранее – PwC) и при поддержке многих представителей бизнеса и общественного сегмента (здесь как будто не хватает слова) мы начали работу по снятию налоговых барьеров для фудшеринга».
На сегодня итоги этой работы таковы:
1. В 2020 году для фудшеринга был отменен налог на прибыль в размере 20%: компании теперь могут передавать на благотворительность продукты стоимостью до 1% от выручки без обложения этим налогом. Такие изменения в Налоговый кодекс были внесены по личному распоряжению президента Владимира Путина.
2. Чтобы снять сохраняющийся барьер в виде уплаты НДС в размере 10–20%, в феврале этого года в правительство был направлен проект закона о фудшеринге.
Комментарий автора законопроекта главы Комитета Госдумы по молодежнойполитике Артема Метелева, амбассадора фудшеринга и банка еды «Русь»:
«Уже несколько лет я работаю над инициативой по фудшерингу. Закон предлагает освободить организации-благотворители от уплаты НДС при передаче на безвозмездной основе продовольственных товаров специализированным СО НКО. Надеемся, что в ближайшее время правительство даст положительное заключение. Минпромторг, налоговая служба и Минэкономразвития уже поддержали законопроект».
Закон предполагает количественные и качественные ограничения:
– по количеству пожертвования продуктов не должны превышать 1% от годового оборота компании-донора. Эта цифра считается комфортной, учитывая, что доля еды, которую торговля и общепит не успевают продать, оценивается в 2–-3% от их оборота;
– список допустимых для передачи продуктов ограничен, но довольно обширен. Продукты должны отвечать всем нормам по пригодности и иметь запас срока годности;
– компании-доноры и принимающие НКО должны быть включены в специальные реестры – эта мера призвана снять опасения Министерства финансов о возможных злоупотреблениях для уклонения от налогов;
Предложенные условия отчасти перекликаются с теми практиками налогового стимулирования фудшеринга, что существуют в мире.
Налоги и фудшеринг: интересные кейсы в мире
Фудшеринг развит во многих странах, а где-то даже стал частью государственной политики. Так, во Франции, Чехии и Испании не просто стимулируют фудшеринг, а даже законодательно обязали торговые сети передавать некоммерческим организациям продукты с истекающим сроком годности.
Но вот налоговое регулирование в этом вопросе у европейских стран отличается. Два основных подхода удобно проследить как раз на примерах Чехии и Франции:
В Чехии на продукты для фудшеринга установлен НДС в 0%. Это означает:
1) применение нулевой ставки исходящего НДС при передаче продуктов;
2) право на возврат входящего НДС – чтобы и он тоже обратился в нулевой.
Во Франции продукты, отданные на фудшеринг, не облагаются НДС, и поскольку донор в отношении этих продуктов перестает быть плательщиком НДС в целом, то теряет и право на возврат входящего НДС.
Для справки: Входящий НДС оплачивается при закупке продукции у поставщика. Исходящий НДС начисляется на стоимость продаваемого товара и в случае его покупки оплачивается потребителем.
Подход к фудшерингу с нулевой ставкой НДС, как в Чехии, применяется также в Эстонии. А примеры освобождения от НДС включают такие европейские страны, как Бельгия, Болгария, Греция, Италия, Хорватия. Причем это может быть как «освобождением с правом на вычет» входящего НДС, который заплатил магазин поставщику, так и «освобождением без права на вычет» входящего НДС.
Отдельно стоит сказать о Германии, где согласно Закону о подоходном налоге и Закону о корпоративном налоге пожертвования и в денежной, и в натуральной форме не облагаются никакими налогами, но до установленных пределов. Это должно быть не более 20% от корпоративного дохода, или 0,4% от общего годового объема продаж.
Кроме вышеуказанных европейских стран список государств, где бизнес жертвует продукты без уплаты НДС / с нулевым НДС / с вычетом НДС, включает:
– в Северной Америке: США, Канаду, Мексику;
– в Южной Америке: Колумбию, Перу, Чили;
– в Африке: Нигерию, Кению, ЮАР;
– в Азии: Израиль, Индию и Сингапур;
–- Австралию и Великобританию.
Карта проекта «Атлас глобальной политики пожертвования продуктов питания» (The Global Food Donation Policy Atlas) раскрывает базовые подробности по части фудшеринговой налоговой политики ряда стран. Мы сделали выборку по десяти из них.
Так, в США вообще нет НДС, но существуют щедрые налоговые льготы для доноров продовольствия. Такие налогоплательщики имеют право на два вычета:
1) общий налоговый вычет из базовой стоимости продуктов питания, который применяется ко всем благотворительным пожертвованиям;
2) расширенный вычет для «квалифицированных» продуктов питания, который покрывает до двойной базовой стоимости отданной на фудшеринг еды. В рамках расширенного вычета доноры могут претендовать на сумму до 15% от дохода.
Мексика предоставляет налоговые льготы корпоративным и индивидуальным налогоплательщикам, практикующим фудшеринг, в размере до 7% от дохода донора. НДС и никаким другим налоговым бременем пожертвованная еда не облагается.
В Чили фудшеринг облагается стандартной ставкой НДС в размере 19%, но правительство прямо призывает налогоплательщиков требовать налогового вычета на продукты питания, которые были переданы бесплатно.
Так же и в Перу Закон о пожертвованиях продуктов питания позволяет донорам фудшеринга требовать возврата НДС (у них – 16%) на пожертвования продуктов питания организациям, официально зарегистрированным в качестве получателей таких пожертвований.
В Колумбии недавняя налоговая реформа подтвердила, что доноры фудшеринга могут претендовать на налоговый вычет в размере до 25% от стоимости пожертвований, сделанных в банки еды и другие организации, способствующие защите окружающей среды, здоровью, правам человека и сокращению бедности. Фудшеринг в пользу зарегистрированных банков еды освобожден от уплаты НДС.
В Кении, в зависимости от видов продуктов питания, фудшеринг освобожден от НДС или облагается НДС с нулевой ставкой, а некоторые продукты одновременно и освобождены от налога, и имеют нулевую ставку НДС, которая дает право на вычет входящего НДС.
Закон ЮАР о подоходном налоге позволяет донорам требовать ежегодного вычета общей стоимости благотворительных пожертвований (в денежной и натуральной форме) для особой категории организаций, в размере до 10% годового дохода. Сюда относятся зарегистрированные благотворительные организации, включая банки еды. Что касается НДС (15%), законы позволяют продавцам требовать от Налоговой службы ЮАР его возмещения.
Израиль не взимает НДС и не налагает никакого другого налогового бремени на продуктовые пожертвования.
Индия не предлагает никаких налоговых льгот для компенсации расходов на фудшеринг. Применение НДС к бесплатной передаче продуктов питания здесь четко не определено: лишь некоторые продукты и ряд благотворительных организаций освобождены от налога. Но в общей практике не наблюдается, чтобы НДС создавал барьеры для фудшеринга.
Великобритания не предлагает никаких налоговых льгот на фудшеринг, но при этом большинство продуктов питания не облагаются стандартной ставкой НДС в 20%, а фудшеринг в пользу зарегистрированных банков еды освобождается от налога.
Потенциал фудшеринга: в будущее с оптимизмом
Как видим, в наши дни многие страны используют разнообразные налоговые стимулы для более активного вовлечения бизнеса в практику фудшеринга.
Продвигаемый в России проект закона о фудшеринге – очередной шаг на пути снятия налоговых барьеров. Он нацелен на масштабирование этой технологии, с тем чтобы еще больше увеличить приносимую ею пользу. А именно:
– сокращение объема пищевых отходов через фудшеринг приносит обществу экономическую выгоду и уменьшает экологические издержки на производство миллионов тонн продуктов, которые в конечном итоге отправляются на свалки;
– оказание через фудшеринг помощи нуждающимся семьям помогает сгладить моменты социальной напряженности в обществе;
– фудшеринговые организации создают рабочие места;
– реципиенты фудшеринга получают возможность тратить свои ограниченные финансовые ресурсы на другие насущные нужды; – социально ответственные компании, практикуя фудшеринг, пересматривают производственно-сбытовые цепочки для более рационального использования ресурсов. Практика не раз показывала: начиная работу с банком еды, компания более четко отслеживает свои потери, оптимизирует бизнес-процессы и в результате получает экономическую выгоду.
Главный редактор медиапроекта «Про фудшеринг» и вице-президент банка еды «Русь» Анна Алиева-Хрусталёва подчеркивает:
«У фудшеринга есть и экономический, и экологический, и социальный, и бизнес- потенциал. Если снять все налоговые барьеры, то компании будут более активно подключаться к инициативе. Тогда в России, по оценке экспертов, можно будет перераспределять среди нуждающихся не 10 тыс. тонн продуктов в год, как теперь, а около 1,2 млн тонн, мало-помалу улучшая в стране и экологическую ситуацию по пищевым отходам».
Крупнейшая в России фудшеринговая организация, принимающая продуктовые пожертвования и распределяющая их среди нуждающихся, – банк еды «Русь». Продовольственную помощь через него получают около двух миллионов человек в год. Узнать о работе банка еды «Русь» подробнее и поддержать его деятельность можно по ссылке.
Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты.