IT на службе у еды: российские приложения для фудшеринга
![](https://xn--c1abdmzcgid1ak4c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/09/suganth-LOtpe_VRO0Y-unsplash-optimized.jpg)
Домохозяйства, магазины и общепит ежегодно выбрасывают в России почти 18 млн тонн еды, значительную часть которой можно было бы съесть. Уменьшить эту тревожную цифру призван фудшеринг.
Суть фудшеринга в том, чтобы делиться невостребованными хорошими продуктами с теми, кто в них заинтересован. Технология решает сразу две задачи: открывает нуждающимся людям доступ к качественным продуктам и позволяет сохранять чистоту и ресурсы планеты и бороться с избыточным потреблением.
Сейчас фудшеринг в России набирает обороты: растет знание о технологии, НКО и бизнес стремятся сделать фудшеринг частью экономической цепочки производства и потребления продукции. Общество поддерживает этот тренд: появилось множество сообществ по фудшерингу в городах, чаты по районам и жилым комплексам – объявления о раздаче ненужной еды появляются в них ежедневно.
Руководитель кластера шеринг-экономики Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Антон Губницын считает, что для повсеместного использования фудшеринга обществом нужно, чтобы он стал «быстрым и понятным действием, как заказ такси». Для решения этой задачи особую ценность представляют мобильные приложения.
Сегодня в нашей стране есть два мобильных приложения для передачи еды между людьми, то есть p2p (people to people) фудшеринга: Karmitt и ЕдаДома, оба проекта появились сравнительно недавно. Мы расскажем вам об их функционале и поделимся нашими размышлениями об их ценности, пользе и препятствиях к развитию сегодня.
Karmitt
Приложение доступно на IOS и на Android.
Дата релиза: июль 2020 года; раздел «Еда» создан в августе 2023 года.
Авторы: адепты ответственного потребления Сергей Астахов и Александр Оганов.
Суть: фрисайклинг-платформа осознанного потребления, построенная по принципу маркетплейса.
Фрисайклинг в переводе с английского означает свободное или бесплатное обращение. Приверженцы фрисайклинга выступают за ответственное отношение к вещам: обмениваются ненужными друг с другом, чтобы не покупать новое. Меняют обычно одежду, аксессуары, декор, книги, комнатные растения, мелкую бытовую технику.
Как это работает: на платформе можно размещать объявления о любых предметах, кроме алкоголя, сигарет, лекарств, просроченных и запрещенных товаров. Удобно искать по карте. Исходя из геолокации, система сама предлагает товары в пределах 3 км, 5 км и т.д. В каждом объявлении есть подробная информация о товаре и данные для связи с дарителем.
Сейчас довольно много предложений одежды, обуви, мебели, техники и т.д., а вот раздел «Еда» создан совсем недавно в сотрудничестве с банком еды «Русь» – фонд выступает консультантом проекта. Новому направлению нужно продвижение – объявлений с едой пока немного.
География: вся Россия.
Особенности: в приложении существует своя система премирования – «кармитты», которые вы получаете за совершение сделок. В обмен на эту внутреннюю «валюту» можно получить скидки на товары и услуги и даже небольшие подарки от экопартнеров, такие как чашка кофе или блюдо в ресторане. Потенциально это дает дополнительные преимущества для продвижения. Правда, экопартнеры есть только в Москве и Московской области, но авторы планируют расширить партнерскую сеть.
ЕдаДома
Приложение доступно на iOS и на Android.
Дата релиза: март 2023 года.
Авторы: команда Юлии Высоцкой, известной российской актрисы, телеведущей и кулинара. Юлия – создатель сети кулинарных студий и автор более 20 книг по кулинарии.
Суть: с помощью приложения можно отдавать ненужные продукты, блюда, заготовки и искать предложение таких продуктов в радиусе своего района.
Как это работает: просто регистрируетесь в приложении по номеру телефона – и сразу можно размещать и просматривать объявления с продуктами, которые по каким-то причинам оказались ненужными. Есть графа «забрать до», которая становится особенно важной, если сроки годности скоро истекают. После модерации объявления появляются в каталоге и отображаются на карте – можно найти предложения неподалеку. Заинтересовались чем-то – пишете автору объявления и договариваетесь о времени и месте встречи.
География: Россия и СНГ. В фильтрах можно выбрать конкретный город. Если его пока нет в списке, значит, в нем еще нет объявлений.
Особенности: предложить ненужные продукты можно не только бесплатно, но и за деньги. Обычно за плату предлагают продукты из высокой ценовой категории. Так, можно купить специальное диетическое питание, которое по каким-то причинам не подошло.
К рассмотренным выше примыкают приложения Авито и Юла – довольно давно известные в нашей стране доски объявлений о продаже товаров самых разных категорий. На этих площадках можно не только продать, но и отдать ненужные продукты, излишки урожая, «закатки» и т.д., установив цену в 0 руб. Однако найти там такие продукты не очень просто, поскольку многие продавцы не назначают цену товара (что приравнивает ее к 0), а указывают ее внутри текста объявлений. В конечном итоге поиск выдает множество мнимо «бесплатных» объявлений, но реально фудшеринговых среди них – единицы. Торговые площадки остаются главным образом торговыми, а целям фудшеринга служат специализированные приложения.
О будущем фудшеринговых приложений
Приложения для фудшеринга в России были созданы совсем недавно и пока не обрели популярности среди пользователей. А раз мало участников – мало и шеринга. Успех любой фудшеринговой платформы завязан на масштабе сообщества: если будут прибывать пользователи, то с ними прибудут и спрос, и предложение. Пока же люди предпочитают фудшерить через хорошо известные им и более «наполненные» сообщества в социальных сетях. Это подтвердил и наш опрос в телеграм-канале «Про | фудшеринг», который показал, что только 10% опрошенных используют для фудшеринга приложения; и целых 55% – группы в социальной сети VK.
При том формат приложения имеет ряд преимуществ. Главное из них – подключение геолокации, что, согласно тому же опросу, как раз отвечает первостепенному требованию к фудшерингу: пользователям важнее всего территориальная принадлежность (60%). Кроме того, приложения обеспечивают мобильность и требуют меньше манипуляций: не нужно заходить в социальную сеть, искать группу – можно просто сохранить иконку приложения на рабочем экране смартфона.
Кроме того, приложения могут сделать фудшеринг модным, помочь раскрутить практику фудшеринга среди молодого поколения, которое сегодня задает тренды.
![](https://xn--c1abdmzcgid1ak4c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/09/samsung-uk-edOdOEi751c-unsplash-optimized.jpg)
Чего же не хватает существующим приложениям и как им активнее набирать свою аудиторию?
Во-первых, очевидно, что приложениям нужно чуть больше времени: большие группы в VK существуют уже давно и имеют лучшую раскрутку среди сторонников фудшеринга – а это значит, большее число участников и регулярно публикуемых объявлений.
Второе условие вытекает из первого: чтобы приложения работали долгое время, обновлялись и развивались, нужна финансовая поддержка. Спонсоры, гранты, частные инвестиции – авторам приложений, в отличие от создателей сообществ в соцсетях, необходимо выделить ресурс и фандрайзить точно так же, как и другим благотворительным фондам.
Третьим условием можно назвать привлечение малого и среднего бизнеса – магазинов, кафе, ресторанов отелей, служб кейтеринга – в качестве дарителей еды, чье участие в фудшеринге сейчас крайне ограничено российским законодательством. Так, передать на фудшеринг можно только индивидуально упакованные на производстве супы, сэндвичи, салаты и другие блюда, а таких в этом сегменте – меньшинство.
В случае реализации этого пункта логичным было бы создать вокруг приложения волонтерскую сеть, что обеспечило бы мобильность в распределении еды: организации торговли и общепита передавали бы волонтерам лишние продукты, а те оперативно раздавали бы их через приложение. Такая схема действует в чрезвычайно популярном на Западе приложении Olio. Через волонтерское сообщество также работают крупные НКО в России, которые реализуют розничный фудшеринг с участием торговых сетей.
И четвертый момент: поперек пути здесь стоит также не решенный в России вопрос со снятием НДС на продукцию для фудшеринга. Вместе с положительным решением этого вопроса новый толчок к развитию получили бы все агенты фудшеринга, включая мобильные приложения. Крайне важно создавать стимулы для бизнеса с целью предотвращения образования пищевых отходов.
Мы призываем наших читателей начать с основного и малого: быть активными пользователями приложений для фудшеринга. Выкладывайте объявления, рассказывайте о них друзьям, обращайтесь в техподдержку с предложениями о том, как можно улучшить работу приложений. Ваша активная позиция и внимание помогут развивать сегмент приложений и, как следствие, увеличивать популярность технологии фудшеринга в нашей стране.
Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты.
Обложка – unsplash.com