Фудшеринг VS Продовольственный марафон: раскладываем по полкам

05.07.2023
8,5 минут
Автор
Ольга Хромова

Теперь без запинки расскажет разницу между технологиями, даже если разбудить и спросить ее об этом среди ночи.

Культура товарной благотворительности активно развивается в России последние десять лет – с основания первого в стране банка еды. Люди привыкли жертвовать нуждающимся еду, одежду, канцелярские принадлежности наравне с денежными переводами в пользу фондов. Основными технологиями товарной благотворительности сегодня можно назвать фудшеринг и продовольственный марафон . Их часто путают между собой, что неудивительно: обе технологии служат одной конечной цели – это бесплатная продовольственная помощь нуждающимся. В чем же все-таки разница? Разбираемся и сравниваем технологии в этом материале.

Почему еду отдают?

«Не пропадать же добру»: на фудшеринг передают пригодные к употреблению продукты, чтобы не выкидывать зря . Таким образом, бизнес и люди получают двойную выгоду: социальную и экологическую. Фудшеринг позволяет накормить нуждающихся людей и сократить количество пищевых отходов в природе.

Почему продукты оказываются никому не нужными? Произвели или вырастили на полях слишком много продукта, спрос на него ниже предложения. Сделали опечатку на этикетке, и по правилам компании придется снять с продажи целую партию. Произвели специальный продукт под маркетинговую акцию и не реализовали всё в нужный срок. А может быть, человек вырастил на даче слишком много кабачков и понимает, что не успеет съесть их сам.

Технология же продовольственного марафона – всецело про культуру взаимопомощи и социальную поддержку. Банки еды и другие организаторы продовольственных марафонов призывают купить и пожертвовать продукты питания или товары первой необходимости в пользу нуждающихся.

Когда появилась технология?

Фудшеринг как технология перераспределения еды существует с момента основания первого в мире банка еды в 1967 году, хотя сам термин появился только в 2012 году. Термин «фудшеринг» как название современного социально-экологического движения придумали экоактивисты из Германии в 2012 году. Тогда же они запустили первую платформу для обмена хорошей ненужной едой foodsharing.de.

В открытых источниках первые упоминания продовольственных марафонов встречаются с 1980-х годов: сначала американские банки еды проводили их точечно в рамках своего округа или города.

Популярность и масштаб продовольственный марафон обрел благодаря первому национальному фуд-драйву США (food drive в переводе с английского – «доставлять еду», в России фуд-драйв принято называть продовольственным марафоном). 26 октября 1991 года в 10 городах разных штатов собрали 263 тонны продуктов питания. Следующий марафон, в 1993 году, охватил все 50 штатов и позволил собрать 5300 тонн продуктов. Нажми сюда, чтобы прочитать про историю продовольственных марафонов в Америке.

Кто жертвует продукты?

На фудшеринг передают продукты компании-производители, сельскохозяйственные предприятия, рестораны, кафе или люди. Соответственно, по типам доноров фудшеринг делится на промышленный, агрофудшеринг, розничный и p2p – people to people (от человека к человеку).

В ходе продовольственных марафонов продукты и товары жертвуют люди, чаще всего покупатели гипермаркетов: традиционно именно торговые сети выступают лидерами подобных проектов в нашей стране. Компании также проводят продовольственные марафоны в офисах: в таком случае продукты жертвуют сотрудники.

Ключевую роль в продовольственных марафонах могут играть не только гипермаркеты или офисы, но и другие структуры. Так, в США более 25 лет продуктовые марафоны проводят в партнерстве с Национальной почтовой службой (U.S. Postal Service). Почтальоны лично обходят дома и призывают семьи жертвовать продукты нуждающимся. Семьи могут передать продукты в руки почтальону или просто оставить рядом со своим почтовым ящиком.

Какие продукты можно пожертвовать?

На фудшеринг чаще всего передают скоропортящиеся продукты: овощи, фрукты, рыба, мясо, хлеб и выпечка, молочная продукция, кондитерские изделия. Но в целом список продуктов ограничивается только нашей фантазией: можно передавать что угодно из еды, включая корм для животных. Сохранение качества продуктов строго отслеживают все участники фудшеринга. Так, для перевозки замороженных или молочных продуктов используют специальные рефрижераторы.

В ходе продовольственных марафонов люди передают продукты с долгим сроком хранения, не менее 3 месяцев: крупы, муку, масло, овощные, рыбные консервы, сладости, чай, детские каши в картонных коробках. Помимо продуктов организаторы могут собирать бытовую химию, средства личной гигиены и корм для животных.

В других странах в рамках марафона могут собирать овощи, молочные продукты с длительным сроком хранения. В России практика продовольственных марафонов в сравнении с мировой еще очень молода – всего 8 лет. И местные фонды, и сами люди еще не готовы к ответственному сбору скоропортящихся продуктов, поэтому их не включают в список для марафонов.

Как продукты попадают к тому, кому они нужны?

По технологии легального фудшеринга бизнес передает продукты в фонд, который в дальнейшем распределяет их через пункты выдачи или развозит по адресам с помощью волонтеров. А еще люди передают продукты друг другу лично, и в этом случае речь идет о так называемом «стихийном»: фудшеринге.

По технологии продовольственного марафона люди оставляют пожертвования в супермаркетах, офисах или других местах сбора продуктов на территории партнера того благотворительного фонда, который организует марафон. Продукты передают представителям фонда или волонтерам лично в руки или кладут в специальные установленные короба.

Затем команда фонда фасует собранные продукты в наборы и распределяет их между нуждающимися через пункты выдачи или развозит по адресам с помощью волонтеров. Продукты, которые люди покупают для пожертвования на сайтах продовольственных марафонов, распределяют таким же образом.

В какие сроки проводят проекты?

Передать продукты по принципу фудшеринга можно в любое время.

Сроки проведения продовольственного марафона зависят от формата. В специально установленные короба продукты можно положить в любой день, согласно графику работы магазина или офиса. Точно так же постоянно действует продовольственный онлайн-марафон.

Офлайн-марафоны в супермаркетах или офисах могут длиться ограниченное время: в течение выходных или месяца, все зависит от цели сбора.  

Организаторы для проведения ограниченного по срокам марафона могут использовать особый повод, который придает акции эмоциональную окраску и фокусирует внимание на нуждах определенной категории семей: ко Дню пожилых людей, к Новому году, во Всемирный день продовольствия (16 октября).

Какая технология эффективнее?

Главный редактор «Про фудшеринг» Анна Алиева-Хрусталёва называет технологию фудшеринга настоящим экономическим чудом: благодаря тому что продукты на благотворительность доноры передают бесплатно, а фонд оплачивает только логистику, себестоимость каждого продукта значительно снижается. Так, в банке еды «Русь» каждые 25 рублей обеспечивают 5 кг продуктов нуждающейся семье.

Кроме того, сам бизнес, участвуя в фудшеринге, экономит средства на утилизацию продуктов. Благодаря своему феноменальному двойному эффекту фудшеринг повышает качество жизни всех людей: как нуждающихся, так и жертвователей.

Продовольственный марафон считается эффективной технологией для экстренного обеспечения нуждающихся необходимыми продуктами и товарами. Не приходится ждать или искать подходящего донора-компанию: простые люди, каждый из которых сделает одно небольшое пожертвование, вместе могут собрать нужное количество продуктов и товаров за короткий срок. Важно, что продукты здесь будут именно тех категорий, которые требуются под конкретные нужды.

«Фудшеринг минимизирует пищевые отходы, не создает новые, кормит людей, помогает бизнесу рационально использовать ресурсы – столько пользы от одного простого действия: поделиться ненужной едой! Технология определенно заслуживает стать нормой жизни для современного общества. Продовольственный марафон, в свою очередь, – отличный вспомогательный инструмент для оперативной помощи нуждающимся», – подводит итог Анна Алиева-Хрусталёва, автор медиапроекта и главный редактор «Про фудшеринг».

Задать любой вопрос о фудшеринге и продовольственных марафонах, подключиться к программам банка еды «Русь» по любой из технологий вы можете по почте Fundraising@foodbankrus.ru.

Фотографии – Егор Гольдин