Фудшеринг и РПЦ

11.03.2024
11 минут
Автор
Анна Алиева - Хрусталёва

Автор проекта, главный редактор

«Сберечь избыток и поделиться им. Поднять с земли брошенный хлеб – это по-русски. Отдать свой последний кусок хлеба – это норма».

Так закончил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви владыка Евгений нашу экспресс-беседу, на которую я пробиралась сквозь засыпанную снегом Москву в предвкушении увлекательной беседы о том, как Церковь относится к фудшерингу, жива ли традиция делиться едой с бедными, есть ли религиозные корни у бережного отношения к пище и находится ли экология в фокусе внимания Московской патриархии.

Для удобства прочтения специально опущены вопросы, а интервью структурировано на подтемы с прямой речью митрополита.

Начнем.

Про общество потребления

Бездумно потреблять – значит уничтожать. Эгоистичное (только для себя) потребление – это уничтожение, утилизация. Общество такого потребления – общество утилизаторов.

Рациональное потребление – единственно нормальное состояние человечества.

Человечество исторически изначально именно в таком рациональном потреблении и находилось. Редки были случаи, когда запасы продовольствия или других ресурсов существенно превосходили потребности человека. Соблюдался баланс: сколько человек запасал и сколько ему было необходимо. Сегодня промышленное производство способствует тому, что появляются излишества – мы просто не можем столько употребить. Получается, что происходит то самое перепотребление. Мне было непонятно в детстве, как можно откусить кусочек яблока, а остальное выбросить. А сколько сегодня мусорных пакетов производит каждое жилище ежедневно! Озадачивают и объемы выброшенной еды в этих пакетах.

Еда, труд, жизнь

Люди не задумываются, каким трудом достаются продукты, какова стоимость их упаковки, доставки и сколько ресурсов затем тратится на их утилизацию. Некоторые дети искренне уверены, что булки растут на хлебном дереве. Выпивая чашечку кофе, человек не осознаёт, что ради этой чашечки такие же, как мы, люди, а порой дети собирают с деревьев зерна, раздирая в кровь пальцы, высушивают их. А сами при этом порой живут впроголодь. Вот эту связь между ценностью добывания и легкостью потребления многие зачастую даже не осознаю́т.

Причинно-следственная связь между ценностью добывания и легкостью потребления давно разорвана.

Связь между этими понятиями многие зачастую даже не осознаю́т. А между тем связать их очень важно. Донести до людей. Напомнить о том, что во время Великой Отечественной войны булка хлеба была равна жизни: если ты потерял карточку на еду, то просто умирал от голода… Поэтому я не понимаю, как можно выбросить кусок хлеба на помойку. Просветительская работа в этом деле важна, она способствует тому, что к продуктам и потребители, и производители начинают относиться бережнее. Поэтому фудшеринг нужен для того, чтобы сохранить людям как можно большее количество еды. Чтобы те, кто нуждается в куске хлеба, получили его. Это хлеб, за которым стоит история его создания, история трудов, история его ценности.

Фудшеринг нужен для того, чтобы сохранить людям как можно большее количество еды, чтобы те, кто нуждается в куске хлеба, получили его.

Голод

Не стоит переоценивать влияние православного мировоззрения на наших современников. Люди чаще воспитываются фильмами и медиа, не задумываются о ценности хлеба и вообще еды. Но Господь нам посылает не только блага, но и испытания. Моя мама родилась в победном 1945 году. Ее уроки, ее наставления очень прочно засели в моем сознании. Хлеб и крошки до сих пор ценим как святое. Если не съедается, то относим птичкам. Отца во время войны дед-офицер вывез в деревню к одной бабушке, у которой кроме девяти таких же ребятишек была еще корова. Дед отдавал туда свой офицерский паек, а отец с ребятишками выжили благодаря той доброй русской бабушке и ее корове. Поэтому ничего не выбрасывалось. Очень бережно относились к еде. И по сей день всё в доме так.

Еда и благотворительность

Человек, у которого из крана льется вода, не знает о том, что во время наводнения именно вода и становится самым дефицитным ресурсом. Многие не знают, что есть места, где люди голодают прямо сейчас. Сбор гуманитарной помощи в церквях нужен еще и для того, чтобы люди узнали о страданиях ближних, получили возможность помочь. Мы проводили в Екатеринбурге акцию «Формула жиZни» – собирали воду для жителей Донбасса. Участие в таких благотворительных акциях, да даже просто знакомство с ними в информационном пространстве потихоньку переформатирует сознание. Когда такой – проинформированный, просвещенный – человек приходит в гипермаркет, где все завалено едой, всё со скидками, думаю, он будет относиться немного иначе к тому, что «накидать» в свою корзину, как это сохранить и как об этом рассказать своим детям, чтобы и они были способны ценить кусок хлеба или стакан воды у себя на столе или отсутствие таковых у других людей. Отсутствие, которое ты можешь восполнить.

Я считаю, что участие в гуманитарных акциях пробудило многих россиян и побудило, сподвигло их к делам милосердия и благотворительности.

Про банк еды

Слово «банк» у меня ассоциируется не только и не столько с выплатой процентов по кредитам. Когда-то в пору учебы в институте я встретился с понятием «банк данных», банк информации. И здесь слово «банк» вполне себе положительное. Да и общеупотребительное понятие «надежен, как швейцарский банк» тоже не несет отрицательных смыслов. Поэтому и банк еды «Русь» в мою систему восприятия вполне позитивно вписался. Массив качественных продуктов питания не просто сохраняется от уничтожения, он бережно собирается и доводится как хороший дивиденд до людей, нуждающихся в нем. Очень хорошо помню 90-е годы, когда в моей семье очень часто бывало как в строчке песни Юрия Визбора, «и я с надеждой открываю холодильник, а там зима, суровая зима…» (цитата по памяти, на самом деле – «и безнадежно лезет в холодильник, а там зима, пустынная зима». – Прим. автора). Как-то на четвертом курсе института я принес домой из магазина три десятка яиц – и это было для нас праздником, практически пиром. И это в Москве!

До сих пор помню, как на четвертом курсе института я принес домой из магазина три десятка яиц – и это было для нас праздником, практически пиром.

Поэтому я и умом и сердцем понимаю и принимаю любую возможность и инициативу принести людям в дом простую, но очень нужную радость – насущный хлеб. И студентам, и пенсионерам, да всем, для кого это не вопрос гастрономических предпочтений, а способ выжить.

Банк еды «Русь» на территории Екатеринбургской митрополии приносит людям от 40 до 60 тонн продуктов в месяц. Это хорошее дело, это хороший банк. Это надежное добро.

А может, лучше удочку дать?

Я поддерживаю фудшеринговые программы на Урале. Скажу вам, что у нас основные благополучатели – люди, которым не надо удочку давать. Они ее всю жизнь в руках держали, трудились на наше благо и благо страны. Это, как правило, пенсионеры. Они не имеют возможности заработать, часто болеют. Так что, перефразируя известное изречение, давать удочку человеку, лежащему на больничной койке, – это насмешка. Нужно учить молодых, создавать рабочие места. Но младенцам давать удочку рано, а старикам – поздно. Протянуть же и тем и другим руку с молоком и хлебом – это наш долг. Всех равнять под одну линейку – я считаю, что это нечестно и даже кощунственно.

Младенцам давать удочку рано, а старикам – поздно. Протянуть же и тем и другим руку с молоком и хлебом – это наш долг.

Еда и Бог

Главная молитва в христианской Церкви содержит обращение к Богу и обозначение ценности продуктов «Отче наш, хлеб наш насущный даждь нам днесь». Вот здесь выведена вся формула. Насущный – это значит хлеб на день. Мы не просим у Бога запасов на год, мы просим, чтобы на сегодняшний день подал нам хлеб. Ну или все, что кроется за хлебом: еда, здоровье, воздух, другие ресурсы. Однако в молитве указано конкретное слово «хлеб», оно объединяет, на него весь акцент. Поэтому любой священник в воскресной школе и в храме на проповеди говорит, что к хлебу, к тому дару еды, пищи, который у нас есть, нужно относиться очень бережно, трепетно, как к некой святыне, это дар Божий.

Кстати, мне кажется, Церковь – место с наименьшим небрежением к еде. Особенно в монастырях, там даже крошки стараются собрать и птичкам скормить, чтобы ничто не пропало зря.

Церковь и экология

Церковь всегда про жизнь. Чтобы жизнь сохранялась на Земле, чтобы семьи создавались, чтобы молодой человек жил на Земле и созидал вокруг жизнь: сажал деревья, строил дома, растил детей. Это все экологично. Церковь учит: если ты голоден, то все, что растет на земле, – для тебя. Для того, чтобы утолить голод и дать тебе силы. Но не для того, чтобы потреблять-потреблять, уничтожать пространство. Поэтому за этим модным словом «экология» скрывается нормальный человеческий христианский образ жизни, который открывается нам в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов и в житиях святых.

Насколько важно детям рассказывать о заповедях Божиих, настолько же важно рассказывать им о ценности жизни и о ценности тех ресурсов, которые есть. Закон Божий – это не только 10 заповедей и заповеди блаженства, закон Божий – это все, что вокруг нас, это сила притяжения, что не дает нам улететь, сила трения, тепло от солнца – это всё законы Его. Бог создал Землю как очень экологичную систему. Он не просто высадил человека на мертвой поверхности, на Луне, но дал человеку жизнь в пространстве, которое преисполнено Его дарами, преисполнено тем, что Он приготовил для человека: это воздух, вода, растения, животные, тепло, пища. Все, что обеспечивает само себя и человека.

К сожалению, человек часто уничтожает мир, который Богом для него создан. Поджигает лес. Из изобилующего животными, растениями, пищей лес превращается в выжженную пустыню. Это против закона Божия. Применяет удобрения, которые разрушают почву, по принципу – хоть трава не расти после нас. Это против закона Божия.


Если мы воспитаем в школьнике любовь к окружающему миру и его ресурсам, то, когда перед ним, уже взрослым, встанет вопрос – всыпать ли тонну ядовитых удобрений, собрать один урожай, продать его и уехать с родной земли, то он скажет: «Нет, я не готов, я хочу делать так, чтобы земля, на которой я живу, была способна воспроизводить из поколения в поколение, чтобы на ней дальше жили мои дети, мои внуки». Экологичное отношение к ресурсам, тем же продуктам, порождает экологичное отношение к человеку, к своему народу. Нельзя разделить по принципу: «Я люблю всех людей, но я бездумно отношусь к миру, к природе». Такое сбалансированное отношение мы обязаны сложить в сознании подрастающего поколения. Насколько важно детям рассказывать Божии заповеди «Не убивай», «Не укради», настолько же важным является открытие для них вот этого «сбалансированного» мира, чтобы молодые люди понимали, что они не должны нарушить этот баланс, иначе рано или поздно это приведет к смерти.

Кстати, о смерти. Еда на кладбище

Оставлять еду на местах захоронений душам усопших – это языческая традиция. Мы знаем, что тело лежит в земле, а душа не ест ни хлеба, ни конфет, она не курит сигарет и не пьет водку. Если человек себя считает язычником, тогда мне сложно комментировать. В традиции христианского миросознания – отдать еду человеку нуждающемуся с просьбой помолиться и помянуть усопшего человека. В Храме можно оставить продукты рядом с поминальным столиком – именно эти продукты передаются нуждающимся, которые помолятся об усопшем. Эти продукты не сгниют на могильных холмиках.

В завершение

Вы спрашиваете, был ли фудшеринг на Руси? (Владыка широко улыбается.) Было евангельское отношение к людям. Речь даже не об излишках. Отдать свой последний кусок хлеба – это норма, это по-русски. Сберечь избыток и поделиться им – это по-русски. Поднять с земли брошенный хлеб – это по-русски. Отправить в Африку сухогрузы с зерном – это по-русски. Работать с фондом «Русь» – это по-русски!!!

От автора:

Чтобы начать сотрудничать с банком еды «Русь», напишите на partner@foodbankrus.ru.

Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты

Обложка и фотографии — ekaterinburg-eparhia.ru