Тайм-менеджмент и рациональное потребление: самодисциплина важнее мотивации

22.11.2024
8 минут
Автор
Юлия Фетисова

Использовать все продукты по максимуму, чтобы ничего не пропало, поможет рациональное потребление. А быть максимально продуктивным в жизни, с учетом своих целей призван помочь тайм-менеджмент.
Как найти время, когда его нет? Должен ли тайм-менеджмент быть коллективным занятием? Как тратить меньше времени на закупку еды и не допускать в спешке импульсивных покупок? Какие навыки нужны, чтобы тайм-менеджмент реально работал в вашей жизни?
На эти и другие вопросы нам ответила признанный эксперт в области управления временем Ксения Ильянович, которая уже обучила тайм-менеджменту более 6 тысяч человек.

Тайм-менеджмент – это технология организации времени и повышения эффективности его использования.

Об эксперте

Ксения Ильянович – доцент в НИУ ВШЭ, преподавала в РАНХиГС, Иннополисе, Университете Правительства Москвы. Автор курса по личной эффективности на платформе «Открытое образование». Проводила тренинги для многих ведущих российских и зарубежных компаний. Спикер Первого канала и РБК. Ведет канал «Клуб амбициозных» – о том, как достигать целей с помощью тайм-менеджмента. Итак, предоставляем слово Ксении.


Определить цель и не сойти с дистанции

Основная задача тайм-менеджмента – найти время на то, что для вас важно, что вы любите и что продвигает вас к вашим целям.

И тут имеет значение не только то, как быстро вы реализуете свои цели, но и то, в каком состоянии вы это делаете. А еще – насколько хорошо понимаете, зачем вам вообще эти цели, видите связку со своими ценностями.
Одним словом, для практики тайм-менеджмента самое главное – хорошо понимать себя, свои ценности, цели, мотиваторы, свои особенности и учитывать их в планировании.


Навыки для практики тайм-менеджмента – проверьте себя

Рекомендую обратить внимание на то, какие навыки тайм-менеджмента у вас уже развиты, а над чем стоит поработать:

— Ежедневное планирование – знаете ли вы принципы грамотного и эффективного планирования, чтобы планы осуществлялись.

— Долгосрочное планирование – а как планировать на год и реально работать над своими долгосрочными целями, не теряя мотивации.

— Приоритеты – умеете ли выбирать действительно важные дела и находить на них время.

— Делегирование – способны ли спокойно передавать дела другим.

— Самодисциплина – готовы ли делать то, что не хочется, чтобы получить то, что хочется.

Самодисциплина – ключевой навык в тайм-менеджменте. Та же мотивация может пропадать, это нормально. И тогда мы двигаемся на самодисциплине. Например, лень идти на тренировку (нет мотивации), но быть здоровой и энергичной важно для меня, так что я не жду мотивации, а просто иду на нее.

Следующие два условия стали настоящими вызовами для современных людей, и работу по выстраиванию тайм-менеджмента своей жизни мы начинаем с решения этих задач:

— Сфокусированная работа без отвлечений – как продуктивно работать в условиях многозадачности и отвлечений. В эпоху клипового мышления, где нас отвлекает все и всё, нужно уметь сконцентрироваться на том, что вы делаете, чтобы не тратить энергию и силы на уведомления, звонки, собственные мысли не по делу. Многим людям очень сложно это дается.

— Умение заряжать батарейку, то есть вовремя заметить усталость, восстанавливать силы до того, как они кончатся. Для этого надо знать, что вас наполняет энергией, и осознанно добавлять это в свою жизнь. Стоит это прямо ставить в календарь. Нам теперь важно, в каком состоянии мы достигаем целей, просто «дошел до цели, по пути растеряв здоровье и семью» – не вариант.

Оценить свои навыки и выбрать то направление, над которым стоит поработать, можно, пройдя самодиагностику: https://t.me/abmitiousclub/372.

Четыре лайфхака тайм-менеджмента

1. На самом деле – я успеваю!
«Я ничего не успеваю» – как часто мы слышим или сами произносим эту фразу!
Однако большинство моих клиентов, которые думают, что мало успевают, на самом деле делают очень много. Есть одно классное упражнение, которое помогает это понять. Попробуйте каждый день записывать, что именно вы сегодня делали и сделали.
Например, мамам очень полезно показать такой список папам, потому что те часто не подозревают, сколько разных задач мама делает в течение дня.
Другой совет: разрешить себе не быть идеальной мамой (дочерью, сотрудником) с картинки. Придумайте свои критерии «достаточно хорошей». Например, в идеале мои дети едят свежую и полезную еду, но я достаточно хорошая мама, если не готовила, а заказала доставку или достала из морозилки заготовки.
Здорово, если удалось провести вечер с детьми, но если вы успели хотя бы к вечернему купанию (потому что была вечерняя тренировка или вели тренинг), то уже хорошо. У вас могут быть совсем другие критерии, которые подходят именно вашей ситуации.

2. Найти время, когда его нет
Мы часто не ценим «обрезки», то есть небольшие интервалы времени по 5–10 минут, считая, что времени нет. Конечно, здорово, когда мы спокойно можем выделить час и позаниматься любимым делом без переключений: спокойно почитать, посмотреть обучение, побыть с семьей. Но пятиминутки тоже важны! Их за день может случиться несколько, то есть вы успеете немного поиграть с ребенком, прочитать главу книги и приготовить простой перекус. Это много по сравнению с «ничего, потому что жду, пока будет много времени».

3. Чтобы добавить – надо убрать
Любая сфера жизни требует времени. Знаете, почему так сложно начать делать и выделять время на что-то новое? Потому что вы уже чем-то заняты все 24 часа в сутках. Хотите что-то добавить – значит, нужно выбрать, что уберете. Например, 15 минут в день вместо социальных сетей буду искать безотходные рецепты. Обратите внимание, не «убрать социальные сети совсем», а заменить 15 минут на что-то другое. Попробуйте начать как раз с самых маленьких шагов, которые займут 5–10 минут в день. Найти такой интервал может даже самый занятой человек.

4. Тайм-менеджмент – занятие коллективное
Сложно что-то делать вместе без координации в команде или семье. Если на работе, то это как минимум:

— общий календарь (когда можно назначить встречу, посмотрев свободные слоты в календаре без обсуждений типа «в среду в 10 сможешь? Нет? А в 15?»);

— общее пространство для ведения задач (канбан-доски и трекеры задач, например Kaiten, где видно, кто над чем работает, какой статус). Благодаря этому можно тут же найти нужную ссылку или документ, а не дергать коллег: «Вася, а ты ту задачу доделал? Можешь скинуть файл?»
Те же инструменты, но немного в другом виде можно применить и внутри семьи. Важно общаться, обсуждать дела и планы и формировать общие. Можно сделать на холодильнике общий календарь, куда вписать какие-то занятия всех членов семьи и все главные планы вносить туда.


Тайм-менеджмент при закупке продуктов
Продолжая тему планирования – это основа для рационального использования продуктов.

Чтобы было удобно планировать меню на семью, нужно иметь под рукой список блюд и рецептов, иначе окажется, что 80% времени вы едите 3–4 варианта блюд. Меню помогает спланировать разнообразное питание и учесть то, что уже есть в холодильнике.

Я делаю меню не на неделю, а на 2–3 дня вперед. Пишу примерный план, что будет на завтрак, обед и ужин.

Плюсы такого подхода:

1. Я заранее проверяю, есть ли в холодильнике цветная капуста и мягкий творог (как пример). Если нет, заранее заказываю те продукты, которые мне будут нужны. Это позволяет избегать ситуаций, когда вы настроились на один давно желанный рецепт, а какого-то продукта для него в холодильнике не оказалось. С другой стороны, вы не покупаете лишнего «на всякий случай», а берете именно то, что вам нужно. Экономия не только времени, но и денег и избежание напрасных отходов.

2. В меню я учитываю свою занятость. Например, в этот вторник у меня вечерний вебинар, я ничего не смогу приготовить, значит, ужин в понедельник должен быть большой порцией, чтобы хватило на следующий день. И наоборот: «О, вот тут есть время повозиться с яблочными вафлями, займусь».

3. Всё на грани разумного: если что-то съели раньше или позже, заказали доставку и т.п., план просто сдвигается. Так часто бывает, и это нормально. Бывает, утром вижу в магазине форель со скидкой 40%, значит, на обед или вечером приготовлю ее вместо запланированного.

Про доставку: я заказываю продукты онлайн уже 12 лет, задолго до пандемии, чтобы не тратить время на походы в магазин, стояние на очереди к кассам, не нести тяжелые пакеты. Ситуации, когда привозили что-то не то или продукты плохого качества, у меня случались очень редко. Не во всех регионах такой сервис есть, но меня лично очень выручает.

Если вы все-таки предпочитаете ходить в магазин, то делать это следует со списком покупок. А для этого нужен план того, что вы собираетесь приготовить. Как видите, все снова упирается в планирование.
Лучше потратить 5 минут времени на короткий план (хотя бы на сегодняшние приемы пищи) – и в идеале, конечно, учесть все задачи на день. Это позволит вам сэкономить свое время и на кухне, и в магазине, а еще – меньше переживать и торопиться.

Больше советов на тему рационального ведения домашнего хозяйства, питания и покупок читайте в нашем специальном материале.

Фотографии — unsplash.com