«Социальные полки» и фудшеринг: знаменатель общий, перспективы – разные

22.01.2024
8 минут
Автор
Юлия Фетисова

В обществе, бизнес-кругах и коридорах власти в России активно обсуждают идею «социальных полок» продуктами для нуждающихся – после недавнего внесения соответствующего законопроекта в Госдуму.

Ритейлерам предлагают создать специально маркированные «социальные полки», через которые они по существенно сниженной (от реальной себестоимости) цене или бесплатно будут отдавать нуждающимся качественные продукты с истекающим сроком годности и тем самым спасать хорошую еду от утилизации и выбрасывания.

Далее в материале мы поговорим об идее «социальных полок» в контексте безвозмездной передачи невостребованных продуктов. Попробуем разобраться, как эта идея соотносится с практикой фудшеринга и насколько она реалистична и перспективна в российском контексте.

Причина. Еда для людей, а не для свалок

Ассоциация компаний розничной торговли подсчитала, что российские супермаркеты ежегодно выбрасывают 700 тыс. тонн просроченных продуктов.

ТИАР-Центр и РАЭК, рассматривая ритейл в связке с точками общественного питания, говорят о более чем 5 млн тонн еды.

Если на полке залежались товары с истекающим сроком годности, то их уже вряд ли купят. При нынешнем товарном изобилии на той же полке почти всегда найдутся продукты посвежее. 42% россиян покупают продукты с истекающим сроком годности только при отсутствии более свежей продукции, а 28% не покупают их в принципе – сообщает исследование Аналитического центра НАФИ.

Невостребованные продукты могут отправить на утилизацию разными способами или на свалку (сегодня это решение обходится бизнесу дешевле, чем фудшеринг – ниже мы объясним, почему.)

Площадь российских свалок сейчас составляет более четырех миллионов гектаров, ее можно приравнять к площади целого государства – как минимум, Швейцарии или Нидерландов. А более четверти отходов в мусорном ведре россиянина – пищевые. Вопреки распространенному заблуждению, органика на мусорном полигоне не превращается в компост, а десятилетиями гниет и приносит вред природе и нам с вами.

Поэтому если срок годности продукта близок к окончанию, то отдать его нуждающимся – вполне разумная идея.

Вопрос тем более актуален, если учесть число россиян, которые живут за чертой бедности и не могут позволить себе даже продукты первой необходимости: 15,7 млн человек по итогам второго квартала 2023 года.

Исследование Центра социального проектирования «Платформа» совместно с Х5 Group в России показало: абсолютное большинство (90%) опрошенных считают, что продукты с истекающим сроком годности должны использоваться по своему прямому назначению – для питания людей.

Эта идея также лежит в основе технологии фудшеринга, которая подразумевает распределение невостребованной качественной еды – в том числе с истекающими сроками годности – среди нуждающихся.

Предложенные российскими законодателями «социальные полки» – это тоже попытка воплотить в жизнь идею фудшеринга.

Прежде чем сравнивать эти две формы товарной благотворительности, давайте изучим их чуть подробнее. О видах фудшеринга и о том, как он помогает наполнить потребительскую корзину россиянина, мы уже писали на страницах медиапроекта «Про фудшеринг», о «социальных полках» рассказываем ниже.

«Социальные полки» и магазины: мировой опыт

В существующей практике фудшеринга раздача бесплатных продуктов прямо «с витрин» обычных розничных магазинов встречается редко. Если такое и бывает, то точечно, по инициативе социально ответственных предпринимателей.

Так, в K-Supermarket в местечке Вихти в Финляндии бесплатно отдают «пропадающие» продукты через специально выделенную в магазине тележку. Такие товары кладутся в нее в тот день, когда истекает срок годности, или накануне. Об этом сообщают на странице магазина в социальной сети – товары быстро разбирают.

Продавцы овощных лавок в Турции постоянно перебирают свои полки, продукты с любым изъяном сразу отправляют в специальный ящик или таз. Оттуда любой желающий может бесплатно взять все, что захочет.

Чуть более распространенное явление – специализированные социальные магазины с бесплатной едой.

Этот формат интересен тем, что является по смыслу продолжением и развитием «социальных полок». При этом реализуют его некоммерческие организации и благотворительные фонды, тогда как супермаркеты и сами производители товаров становятся жертвователями. «Покупателям» помогают волонтеры: следят, чтобы те не превышали допустимую по количеству норму «покупки».

Так, в городе Фангареи в Новой Зеландии действует полностью бесплатный социальный супермаркет.

Похожие проекты можно встретить в США: например, в Атланте, Окдейле, Фресно, в Великобритании и некоторых других странах.

«Социальные полки» в России: как это может работать

Идея создать в магазинах «социальные полки» в пользу пенсионеров и малоимущих изначально была озвучена экспертами Финансового университета при Правительстве РФ осенью 2023 года. Большинство россиян (71% из 1600 опрошенных человек – представителей всех округов страны) эту инициативу поддержали.

Теперь, когда депутаты внесли в Госдуму соответствующий законопроект, они вновь подчеркнули, что продукты с «социальных полок» должны быть доступны только льготным категориям граждан – пенсионерам и малообеспеченным людям. Соответственно, взять продукты с такой полки смогут только держатели социальных карт, которые выдают в органах соцзащиты.

Как можно будет получить продукты?

– Эксперты считают, что можно будет сделать привязку стопроцентной скидки к таким картам через специальную программу – или же внедрить специальный QR-код или сертификат.

– Возможен и самый простой вариант с предъявлением льготного удостоверения на кассе.

На «социальной полке» должна быть крупно размещена информация, в какой срок обязательно нужно употребить предложенные продукты.

Налоговый барьер

Главное препятствие для повсеместного внедрения инициативы, как и в целом для развития фудшеринга в России, – налоговое законодательство.

Без уплаты налога на прибыль на благотворительные цели можно направлять товары на сумму не более 1% от выручки компании. При этом товары в любом случае облагаются НДС в размере 10–20% от их стоимости.

Утилизация же продуктов освобождает компании от уплаты всех налогов, что и делает это решение более привлекательным, чем фудшеринг.

Инициативные группы и власти прямо сейчас работают над законом, который призван освободить фудшеринг от НДС.

Кроме того, парламентарии подготовили законопроект с поправками в Налоговый кодекс, которым предлагается увеличить лимиты расходов на благотворительность – с 1 до 5% от выручки.

Во многих странах уже приняты действенные налоговые стимулы для фудшеринга, однако это не привело к массовому появлению полок с бесплатными продуктами в магазинах.

Наиболее востребованной в мире формой фудшеринговой активности ритейла является сотрудничество с фудшеринговыми организациями, банками еды или стихийными фудшеринговыми проектами: эти организации принимают еду от бизнеса и самостоятельно распределяют между нуждающимися.

«Социальные полки» vs фудшеринговые организации

Есть ряд причин, по которым магазинам выгоднее заниматься фудшерингом через посредников, а не напрямую со своей витрины, что предполагают «социальные полки».

1. Отсутствие конкуренции между платными и бесплатными товарами. Желающие получить продукты бесплатно могут специально дожидаться перемещения продуктов с «платной» полки на «социальную». Немало людей экономят не по причине бедности, а из азарта и личной склонности экономить. Бизнес рискует потерять часть выручки.

2. Точная идентификация малоимущих людей. Социальную карту имеют и работающие, и хорошо обеспеченные пенсионеры. Специализированная фудшеринговая организация может более достоверно определить статус нуждающегося в помощи человека, так как оценивает каждого по ряду дополнительных критериев.

Главный редактор медиапроекта «Про фудшеринг» и вице-президент банка еды «Русь» Анна Алиева-Хрусталёва:

«Лет шесть назад мы радовались появлению новых способов помочь как можно большему количеству нуждающихся.
Однако, общаясь с предпринимателями, поддержавшими инициативу, мы выяснили:
– Визуально сложно отследить, кто злоупотребляет возможностью взять еду бесплатно, а кто нуждается.
– Некоторые люди начинали требовать бесплатные продукты, тем самым отбивая у предпринимателей желание помогать.

Также практиковались “социальные полки”, которые наполняли посетители магазинов. Они тоже быстро теряли мотивацию, когда видели, что продукты уходят в руки людей, по их мнению, “обеспеченной наружности”.

Тем не менее, хорошо, что в стране появляется все больше инициатив, которые призывают не выкидывать еду, а в нужный момент, вовремя отдавать ее нуждающимся людям».

3. Наличие инфраструктуры. Реализация проекта потребует обучения сотрудников или даже найма новых людей специально под задачи проекта, а это время и деньги. Банки еды или некоммерческие организации, которые практикуют фудшеринг, уже имеют в команде волонтеров, которые помогают в сортировке и раздаче продуктов в короткие сроки.

Больше о функционале фудшеринговой организации и о том, как выбрать подходящую, читайте в этом материале.

Очевидно, что в случае с фудшерингом каждому лучше заниматься своим делом: бизнесу – бизнесом (и при желании и возможности – поддержкой благотворительных проектов), а некоммерческим организациям – реализацией фудшеринга на деле.

Опасения властей насчет возможных злоупотреблений бизнеса, связанных с изменением размера НДС для фудшеринга, можно снять также через прозрачное сотрудничество с благотворительными организациями.

Система работы крупных фудшеринговых организаций уже прекрасно отлажена – и практически, и юридически. Так, банк еды «Русь» работает в поле исключительно легального фудшеринга, предоставляет строгую отчетность и все необходимые документы.

Крупнейшие российские торговые сети – «ВкусВилл», «Магнит», «Пятерочка» и «Перекресток» – уже отдают часть продуктов с истекающими сроками на благотворительность через фудшеринговые организации.

Узнать о том, как интегрировать фудшеринг в свои бизнес-процессы, и подать заявку на сотрудничество можно на сайте фонда по ссылке.

Фотографии – unsplash.com, банк еды «Русь»