Расточительность отелей – квест для фудшеринга. Как его решили в Египте и других странах
Продолжаем исследовать тему отходов в туриндустрии и предлагаем посмотреть на существующий опыт участия отелей в фудшеринге.
На сегодня нет точных данных о том, сколько пищевых отходов в мире приходится именно на отельный сектор. Отели учитываются в рамках сферы общепита, а общие оценки пищевых отходов в этой сфере весьма велики. Аналитики называют такие цифры: в Америке на отели и рестораны приходится около 40% всех пищевых отходов, в Азии примерно столько же, а в Европе всего порядка 14% – порции там скромнее. По многим странам и регионам, включая Россию, обобщающей статистики нет.
Как мы уже выяснили, шведские столы и традиционная специфика их организации приводят к выбрасыванию отелями большого количества пищи, подчас совершенно не тронутой.
Именно наблюдения за расточительностью в собственных отелях мотивировали президента сети Style Hotels International по Ближнему Востоку и Африке – египтянина Моэза Эль-Шохди создать вместе с единомышленниками первый в Египте банк еды на основе пожертвований продуктовых излишков из отелей и ресторанов.
Отельный фудшеринг и борьба с голодом: Египетский банк еды
Моэз Эль-Шохди стал соучредителем и президентом Египетского банка еды в 2006 году, а уже в 2013-м в Дубае создал Региональную сеть банков еды в нескольких десятках стран Ближнего Востока, Африки и Южной Азии для борьбы с голодом через фудшеринг. Подход основателей к фудшерингу отличался от классической модели в существовавших к тому времени банках еды в других странах. Вместо традиционного перераспределения среди нуждающихся продуктов с истекающим сроком годности от магазинов Египетский банк еды сосредоточился на сборе и раздаче излишков хорошейеды из отелей и ресторанов.
Моэз Эль-Шохди лично разработал инструкцию, как безопасно обращаться с готовыми блюдами и сохранять нетронутые остатки еды для последующей передачи нуждающимся. Она была одобрена всеми официальными инстанциями и стала интеллектуальной собственностью для банков еды региональной сети. Только в Египте благодаря использованию этой инструкции стало возможным спасать 19–20 млн порций еды из отелей и ресторанов ежемесячно.
Свежая статистика впечатляет: с 2020 по 2022 год региональная сеть под руководством Моэза Эль-Шохди, уже состоящая из 52 банков еды с Ближнего Востока, из Африки и Южной Азии, ежемесячно обеспечивала едой 179 млн нуждающихся. А в периоды праздников показатель достигал 250 млн человек.
Но в начале деятельности цифры были скромнее. По словам Моэза Эль-Шохди, поначалу было сложно убедить общественность, что они собирают не объедки, а нетронутые излишки продуктов, которые на 100% безопасны для употребления. Но через информационные кампании и привлечение СМИ программа пожертвования излишков еды стала очень популярной – как в Египте, так и в других странах сети. Помогло и сотрудничество с госструктурами: команда Моэза Эль-Шохди смогла убедить Министерство образования Египта включить в учебник для третьего класса урок под названием «Банк еды», рассказывающий школьникам о сокращении пищевых отходов, волонтерстве и служении обществу.
Деятельность банка еды строится на работе десятков тысяч волонтеров, регулярных взносах доноров (как частных лиц, так и компаний – в основном гостинично-ресторанной сферы) и на постоянном инвестировании. Египетский банк еды создал мобильное приложение Wasteless Egypt, которое помогает его партнерским НКО собирать продуктовые пожертвования и раздавать их нуждающимся людям.
«Передавать на фудшеринг со шведских столов можно только нетронутую еду. Гости же отелей обычно заполняют тарелки до отказа, а потом съедают не больше половины, – сетует Моэз Эль-Шохди. – Если даже на тарелке гостя остается целая котлета, нетронутый ломтик пиццы или целое пирожное, их приходится выбрасывать в мусорку».
Чтобы спасти больше еды для фудшеринга, Моэз Эль-Шохди обратился в Министерство туризма Египта и убедил чиновников издать новые рекомендации для отелей – изменить размер тарелок для шведских столов с 32 до 27 см. Результат не замедлил себя ждать: отходы с тарелок вскоре уменьшились на 25%.
В Европе тарелки для шведских столов традиционно меньше, и их диаметр во время одного эксперимента уменьшали с 24 до 21 см, что тоже привело к сокращению отходов – почти на 20%. В мировой отельной индустрии практикуют и другие способы снижения пищевых отходов. О лучших практиках в этой сфере мы рассказали в другом нашем материале.
Трудности с фудшерингом отелей и международный опыт
Спасение пригодных излишков готовых блюд из отелей и ресторанов через фудшеринг – это своего рода квест, для решения которого требуется немало усилий. Мировая практика показывает, что отели идут на фудшеринг не очень охотно. Жертвуемая еда должна соответствовать строгим нормам безопасности: это налагает ответственность и требует вложений в сохранность и логистику. Зачастую для транспортировки еды нужно специальное оборудование – чиллеры с шоковым охлаждением. Либо отель должен выделить на это личные средства, либо решение вопроса перекладывается на банк еды. Но и в этом случае остается вопрос ответственности, который может останавливать отели от присоединения к фудшерингу.
Исследование международной консалтинговой фирмы Ideo, изучившей все аспекты проблемы шведского стола, показало, что по санитарно-эпидемиологическим нормам лишь 10–15% остатков еды со шведского стола может быть отдано на фудшеринг.
Более-менее активными жертвователями излишков еды в мире являются американские отели, в частности сеть Hilton. При этом ее основные программы фудшеринга ориентированы на США и Канаду, где жертвователи защищены от ответственности Законом доброго самаритянина (The Good Samaritan Law) (свод законов в США, регулирующий право на оказание первой помощи и правовое положение лица, такую помощь оказавшего. – Прим. ред.). У сети есть собственный каталог партнеров по фудшерингу, так чтобы каждый отель мог сам выбрать удобную НКО для сотрудничества.
Федеральный закон «О пожертвованиях еды доброго самаритянина» Билла Эмерсона (The Federal Bill Emerson Good Samaritan Food Donation Act), подписанный в 1996 году, защищает жертвователей продуктов питания от гражданской и уголовной ответственности, если отданный добросовестно товар причинит вред получателю.
Хотя и с большей осторожностью, но усилия по фудшерингу предпринимаются отелями Hilton по всему миру. Так, партнерство было заключено с Египетским банком еды, а также местными организациями в Таиланде и Индонезии, Австралии, Италии и Мексике.
Недавно стало известно о партнерстве филиала Hilton в Москве – Hampton by Hilton Строгино – с АНО «Фудшеринг». Отель передает волонтерам организации подготовленные про запас продукты для шведского стола – выпечку, хлеб и фрукты, которые не покидали пределов кухни, так и не пригодившись. Это первый и, насколько нам известно, пока единственный пример налаженного гостиничного фудшеринга в России.
Крупные программы фудшеринга со шведских столов после конференций и мероприятий были отмечены у сети отелей Caesars и Loews Hotels в сотрудничестве с Feeding America – крупнейшей в мире американской сетью банков еды.
Так, пожертвование нетронутых излишков после трехдневной конференции в одном из отелей Caesars в Лас-Вегасе составило 3236 кг еды, или 40 657 порций, – начиная от курицы и говядины на горячее до овощей, салатов, сыров и выпечки. Благодаря программе фудшеринга все это удалось спасти.
В сотрудничестве с City Harvest, первой и крупнейшей фудшеринговой организацией в Нью-Йорке, фудшеринг практикует целый ряд отелей мегаполиса, включая знаменитый The Plaza Hotel.
Фудшеринговые проекты отелей существуют и в Европе. Так, с 2022 года отель Bielefelder Hof в Германии почти полностью заменил утилизацию излишков качественной еды передачей их нуждающимся.
Важно, чтобы отели проявляли инициативу и создавали партнерства с банками еды и фудшеринговыми сервисами для передачи продуктовых излишков в социальные учреждения и напрямую нуждающимся людям, с тем чтобы вся еда, безопасная для потребления, попала кому-то в тарелку, а не в мусорное ведро.
В России самым масштабным сбором и распределением продуктовых пожертвований людям в трудной жизненной ситуации занимается банк еды «Русь». При наличии пригодных, упакованных и оформленных в соответствии с требованиями законодательства РФ излишков еды предприниматели из отельного бизнеса могут стать его партнерами, и волонтеры будут забирать эти излишки для передачи нуждающимся людям. Можно связаться с фондом по ссылке для обсуждения фудшерингового проекта.
Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты.
Фотографии – unsplash.com