Почему дорожают овощи, объяснили в Думе

17.07.2025
3,5 минуты
Автор
Илья Агафонов

С начала 2025 г. морковь в России подорожала в среднем на 62,64%, свекла – на 62,37%, картофель – на 48,47%, сообщает со ссылкой на данные Росстата «КП». С чем это связано, объяснил зампред комитета Госдумы РФ по защите конкуренции Сергей Лисовский.

«У нас постоянно растут издержки производства, и селянам для того, чтобы выжить, так же, как и другим, постоянно приходится поднимать цены, — рассказал он изданию. — Ввоз семян по импорту сократился, их закупки стали квотировать. А они играли важную роль, например, по семенам картофеля импорт составлял 50 процентов».

По словам эксперта, поскольку квоты на семена распределены между несколькими компаниями, производителям приходится закупать их через посредника. Из-за этого их цена повышается в 2-3 раза.

Что касается отечественных семян, их урожайность ниже, чем у импортных. Это, в свою очередь, также повышает себестоимость продукции, и ее цену.

«На скачке цен сказалось и отсутствие обоснованного прогноза не только урожая, но и потребления. Во всем мире такие прогнозы составляют, и крестьяне на них ориентируются. Понимают, будет не хватать какого-либо товара или его будет в избытке. И решают, сеять эту культуру или нет. А у нас таких прогнозов нет. И получается, что если, например, картошка выросла в цене, то крестьяне на следующий год начинают ее дружно сажать. Ее оказывается на рынке много, и она дешевеет. Потом все так же дружно теряют к ней интерес, поскольку больших денег не принесет. Условная картошка снова в дефиците и в цене. И круг начинается по новой. Эти качели происходят постоянно», — заявил Сергей Лисовский.

Он пояснил, что если торговые сети из-за отсутствия прогнозов не могут понять, какой объем сельхозпродукции произведут в России, то они делают заказы за рубежом, чтобы гарантировать наличие в своих магазинах необходимой номенклатуры товаров. В результате отечественные овощи оказываются невостребованными, а их место занимает более дорогой импорт.

Наконец, на цену влияют завышенные требования к внешнему виду и форме овощей, отметил депутат. «У сетей есть стандарт по размеру сельхозпродуктов — калибр, — рассказал он. — У нас в этом году калибр получился меньше: из-за погодных условий и из-за исходных свойств семян. Производители обращались в торговые сети с просьбой принимать меньший размер — на вкус и качество это не влияет, и если выставить цену чуть пониже той продукции, что крупнее, люди ее купят. Но сети такое предложение не принимают».

Политик объяснил, что сейчас настал период стабилизации цен на овощи, и с появлением нового урожая они будут снижаться. Но точно масштаб этого снижения из-за отсутствия прогнозов пока оценить нельзя.

Отказ торговых сетей и покупателей от качественных, но «нестандартных» по внешнему виду овощей и фруктов – одна из причин образования пищевых отходов, ведущая к напрасной трате ресурсов и загрязнению окружающей среды. Такую продукцию производители и ритейлеры могут передать на помощь нуждающимся – одиноким пенсионерам, инвалидам, беженцам, семьям с детьми в трудной жизненной ситуации, которым тяжело, или вовсе невозможно обеспечить себя качественной едой в условиях роста цен. О том, как это сделать, можно узнать на сайте банка еды «Русь» — первой и крупнейшей в России организации, которая собирает и распределяет продовольственную помощь.

Обложка — ru.freepik.com