Молочная промышленность и фудшеринг: максимум пользы для бизнеса с заботой о природе и людях

17.02.2025
12 минут
Автор
Светлана Чугунова

Эксперт по ESG-коммуникациям

Короткие сроки годности, особые условия перевозки и хранения – всё это делает фудшеринг молочных продуктов очень непростым.

Тем не менее в России сложилась целая молочная культура в фудшеринге: крупнейшие производители спасают от утилизации нераспроданное молоко, йогурты, молочные каши и другие полезные продукты, передавая их на благотворительность. Более того, молочная гастрономия занимает первое место среди всех фудшеринговых категорий, об этом сообщает банк еды «Русь», крупнейшая в России фудшеринговая организация.

О специфике молочного фудшеринга с точки зрения производителя рассказала Мария Жаркова, региональный директор по корпоративным отношениям компании Health & Nutrition.H&N (Health&Nutrition, бывшая Danone) – производитель молочных продуктов. H&N, лидер рынка свежих молочных продуктов в России, владеет 12 заводами и развивает такие бренды, как «Простоквашино», «Актибио», Actimuno, «Растишка», «Тема», «Даниссимо», Planto, «Биобаланс», «Актуаль» и другие.

Фудшеринг – это социально-экологическая технология перераспределения невостребованных, но пригодных для употребления продуктов питания.


Сток – это товар, который не был реализован, то есть продан, по каким-либо причинам, при этом такой товар является качественным и пригодным для употребления. Часто стоковые товары утилизируют или попросту вывозят на свалки. 

Каковы основные причины образования стоковой продукции в Health & Nutrition?

Стоки часто возникают из-за возвратов от партнеров, когда они по каким-то причинам не приняли продукт. Также бывают случаи, когда планы по поставкам не совпадают с реальностью. С недавних пор возникают проблемы из-за отключения инвентаризации в системе «Меркурий», что регулярно приводит к образованию стоков.

Бывают и экстраординарные случаи. В 2024 году Поволжье буквально завалило снегом, и автомобили не могли добраться от нашего склада в Самаре до клиентов. Возвраты накапливались, а новая продукция поступала. В 2022 году в связи с протестами в Казахстане не смогла выехать 30-тонная фура из Подмосковья в Узбекистан. Продукция уже была отмаркирована для другой страны, и в России ее было невозможно продать. А еще могут случаться досадные ошибки при производстве: например, что-то не так с этикетками, и тогда продукт остается на складе.

Работа с молочной продукцией – это всегда масса нюансов, будь то требования по безопасности или условия транспортировки. Всё это в сумме может привести к образованию стоков.

Health & Nutrition входит в число крупнейших производителей, которые передают наибольший объем стоков в НКО. Ваша компания начала практиковать фудшеринг во многом с подачи рядовых сотрудников – как это произошло?

Идея фудшеринга как системного проекта пришла к нам в 2021 году. Сотрудники постоянно спрашивали, почему мы выбрасываем невостребованную продукцию, а не отдаем ее нуждающимся.

Мы решили разобраться в этом вопросе и поняли, что у нас нет четкой системы для осуществления таких отгрузок. Мы создали проектную команду и наладили единое окно для работы с НКО. В результате появилась прозрачная система: типовые договоры, регламенты и единый канал связи с фондами. Это позволило нам работать централизованно, с каждым складом и НКО в постоянной связке.

Health & Nutrition постоянно расширяет географию: в этом вопросе значительный вклад вносят те, кто непосредственно работает над проектом. Например, планеры помогают определить локации с наибольшими запасами продукции, где требуется найти фудшеринговых партнеров. Health & Nutrition, в свою очередь, ищет подходящие фонды.

Интересно, что инициатива часто исходит и от сотрудников в регионах. Например, работники складов, узнав о программе, обращались в центральный офис с просьбой подключить их площадку к фудшерингу. Так, благодаря их вовлеченности фудшеринг-программа распространилась на Волгоград и Ростов-на-Дону.

Обратная связь показывает, что сотрудники с большой симпатией относятся к проекту. Также они готовы активно вовлекаться, когда нужно срочно решить какую-либо техническую или иную проблему, связанную с отгрузками стоковой продукции в НКО. Они видят, что компания делает всё, чтобы не выбрасывать хороший продукт, а помогать нуждающимся людям. Это дает сотрудникам повод для гордости и ощущение причастности к хорошему большому делу.

Сколько тонн продукции вы передаете на фудшеринг сегодня?

В 2024 году мы отгрузили 420 тонн молочных продуктов и детских консервов на благотворительность, а с начала проекта в 2021 году – уже более 1000 тонн.

Что касается увеличения объемов, наша цель – не делать это искусственно. В конце концов для устойчивости благотворительных инициатив важно, чтобы компания оставалась успешной и продолжала продавать свою продукцию.

Развитие фудшеринга мы видим не столько в расширении географии (большинство наших складов уже подключены), сколько в укреплении партнерской сети. Это включает в себя партнерство с новыми логистическими компаниями, активное вовлечение сотрудников в помощь фондам – фасовку и доставку продуктовых наборов, а также проведение совместных социальных акций. Мы стремимся не просто передавать продукты, но и делать процесс помощи более эффективным и доступным для большего числа нуждающихся.

Какую долю составляет фудшеринг из общего объема стоков?

Примерно две трети объема, который по разным причинам не удается реализовать, мы передаем на благотворительность, а оставшуюся треть утилизируем.

Сток – это товар, который не был реализован, то есть продан, по каким-либо причинам, при этом такой товар является качественным и пригодным для употребления. Часто стоковые товары утилизируют или попросту вывозят на свалки. 

Мария Жаркова: «Две трети стоковой продукции компания Health & Nutrition передает на фудшеринг».

Почему не удается отдать всё? Есть несколько причин. Во-первых, некоторые склады пока не подключены к фудшеринг-программе. Их обороты невелики, но за год накапливается какой-то объем. Во-вторых, на утилизацию чаще всего отправляются малые партии (до 400–500 кг), которые фонды не готовы забирать из-за высокой стоимости логистики. Нет смысла нанимать дорогостоящий рефрижератор, чтобы вывезти всего 10 палет молочной продукции.

Тем не менее мы продолжаем работать над тем, чтобы максимум стоковой продукции попадал к тем, кто в ней очень нуждается.

Мы также стараемся решать логистические проблемы для фондов, например с бесплатной доставкой продукции. Нам удается привлекать таких партнеров, как APPIA Logistics, и надеемся продолжать развивать такой тип трехстороннего сотрудничества.

Мария Жаркова: «Наш опыт показывает, что непреодолимых барьеров для фудшеринга как части бизнес-модели в сфере производства молочных продуктов нет».

Почему не все молочные компании участвуют в фудшеринге?

Честно говоря, мы не обсуждали эту тему именно с молочными производителями. Можем только предполагать, что не все компании задумываются об этом или считают это целесообразным.

Мы сторонники дуального подхода: польза для общества и польза для бизнеса, этого принципа мы придерживаемся уже очень много лет, и он показывает прекрасные результаты. Фудшеринг помогает нам сократить расходы на утилизацию, помочь складам с растовариванием и одновременно позволяет накормить качественным и полезным продуктом нуждающихся.

Фудшеринг занимает особое место среди наших проектов в области устойчивого развития компании. Проект во многом отвечает Национальным целям развития РФ, это еще раз подтверждает не только правильность нашего пути, но и полностью соответствует миссии нашей компании: «Мы каждый день заботимся о счастье и здоровье поколений».

Фудшеринг помогает нам заботиться о природе и о здоровье самых незащищенных слоев населения нашей страны, предоставляя им качественные, безопасные, вкусные и полезные продукты питания. 

Наши фонды-партнеры регулярно делятся с нами историями благополучателей: это сотни вдохновляющих примеров, как наши продукты помогли семьям в трудной жизненной ситуации.

Меня поразила история молодой женщины, которая одна воспитывает пятерых детей, при этом перенесла рак молочной железы. В таких семьях денег едва хватает даже на базовые продукты питания. Наша молочная продукция для таких семей – это не просто более разнообразный и полезный рацион, но и значительное повышение качества жизни, ведь на сэкономленные деньги они могут позволить себе чуточку больше: купить новую одежду или оплатить кружок для ребенка.

Мы гордимся тем, что наш вклад оказывает реальное влияние на жизни людей.

Мария Жаркова: «Наш опыт показывает, что непреодолимых барьеров для фудшеринга как части бизнес-модели в сфере производства молочных продуктов нет».

А есть ли какие-то барьеры для молочного фудшеринга на законодательном уровне?

Государственная поддержка очень важна – в частности, отмена НДС на товарную благотворительность. Мы видим инициативы в этом направлении, но также сталкиваемся с рядом условий, которые необходимо выполнить, чтобы воспользоваться льготами. Мне кажется, чем проще и доступнее будут процедуры, тем больше производителей смогут включиться в благотворительность.

Какие нюансы молочный производитель должен знать при работе с НКО?

На рынке фудшеринга существуют разные типы НКО: крупные федеральные организации, такие как банк еды «Русь», БФ «Дари еду», «Красный Крест», а также небольшие локальные фонды. В зависимости от их опыта, ресурсов и возможностей могут возникать различные нюансы.

Крупные партнеры обладают юридической и бухгалтерской поддержкой, а также влиянием на государственные структуры, поэтому работа с ними напоминает сотрудничество с классическими клиентами и поставщиками. Она требует множества согласований, но при этом обеспечивает максимальную прозрачность.

В то же время небольшие фонды быстрее принимают условия сотрудничества, однако могут не вчитываться в договоры, что порой приводит к проблемам. Сложности могут быть разными: задержка в предоставлении отчетных документов, отсутствие фотоотчетов с отгрузок или неполные данные о получателях. Однако главная трудность – соблюдение требования о вывозе продукции специализированным транспортом. Его аренда требует значительных затрат, и не у всех фондов есть на это ресурсы, несмотря на желание забрать продукт.

Для нас важно, чтобы НКО открыто сообщали о подобных трудностях. Мы готовы оказывать содействие, так как стремимся выстраивать сотрудничество не только с федеральными партнерами, но и с локальными фондами. Это расширяет географию распределения нашей продукции, позволяя большему числу людей получать качественные молочные продукты.

Мария Жаркова: «Обязательные требования, необходимые для запуска сотрудничества: регистрация партнера в системе “Меркурий”, подписание прямого договора, соблюдение условий вывоза продукции рефрижераторами, а также гарантия холодного хранения и безвозмездной передачи помощи подопечным».
Еще один важный аспект – это взаимодействие с представителями НКО. К сожалению, у нас были случаи агрессивного давления и даже хамского поведения со стороны потенциальных партнеров. Независимо от того, насколько организация соответствует формальным критериям, мы не готовы сотрудничать с теми, кто не уважает деловую этику.
Мы строим работу на честности, открытости и доверии и ждем того же от партнеров. И, конечно, мы внимательно относимся к тому, как фонд распределяет помощь, ведь наша продукция должна попасть к тем, кто в ней действительно нуждается. Если выясняется, что организация систематически вводит нас в заблуждение, мы прекращаем сотрудничество без возможности его возобновления. Правда всегда становится очевидной со временем.

Какие другие виды благотворительности развивает H&N?

Более 10 лет у нас существует проект корпоративного волонтерства «Копилка добрых дел». Это волонтерское движение, не ограниченное временными рамками или географическими локациями. Сотрудники помогают детским домам, пансионатам для пожилых лиц, приютам для животных, участвуют в посадке деревьев, облагораживании парков и скверов, благотворительных забегах и многих других добрых делах. «Доброта» копится и конвертируется в виртуальную валюту, которая в конце каждого календарного года превращается в накопленную сумму денег, которую компания удваивает и передает на благотворительные нужды. В 2024 году мы так помогли БФ «Линия жизни».

Важно ли во всеуслышание рассказывать о благотворительных инициативах?

Важно не только делать хорошие дела, но и делиться ими с окружающими, при этом всегда соблюдая баланс. Мы не стремимся к публичности ради самой публичности, для нас благотворительность – это вовсе не инструмент громкого PR. Но если наш опыт может вдохновить кого-то на хорошие поступки, почему бы и не рассказать об этом?

Мы с радостью делимся такими историями, потому что это помогает продвигать ценности, которые нам близки. Это объединяет нас и мотивирует других делать добрые дела. Нам важно, чтобы такие инициативы становились нормой, а не исключением.

Узнать еще больше о фудшеринге молочных продуктов.

Фотографии: Health & Nutrition и банк еды «Русь»