«Зеленая экономика» России и фудшеринг
В России 2024 года мы можем заказывать доставку практически чего угодно в любое время суток, натаскивать на решение своих задач искусственный интеллект…
Но все экономические модели, которые привели нас к такому успеху, сегодня становятся угрозой дальнейшему прогрессу и всеобщему благополучию. Переживать стоит всем странам планеты Земля: по данным разных экспертов, серьезный экологический кризис по этому адресу можно ожидать уже в текущем столетии. Исследуем возможности «зеленой экономики», способы перехода к ней в России и ищем место для фудшеринга – продолжайте читать.
Причины перехода к «зеленой экономике»
Идею «зеленой экономики» сформулировали в ЮНЕП в 2008 году, а предпосылкой к необходимости перехода на «зеленую экономику» стали три аксиомы:
– Мы ограничены пространством нашей планеты – невозможно бесконечно расширять сферу своего влияния.
– Ресурсы Земли также конечны – невозможно бесконечно задействовать их для удовлетворения своих потребностей.
– Все процессы на Земле взаимосвязаны между собой.
«Зеленая концепция» призвана создать такую систему, при которой неизбежный экономический рост будет сопровождаться минимальным использованием природных ресурсов. Такой подход, по мнению экспертов, в долгосрочной перспективе приведет к повышению благосостояния людей без больших рисков экологических катастроф.
Пять принципов и определение «зеленой экономики»
Привычных экономических показателей для оценки эффективности уже недостаточно: к ним добавляются социальные и экологические. Основаны они на пяти основных принципах «зеленой экономики», которые назвали в 2019 году в ООН.
Принцип всеобщего процветания: каждый человек должен иметь свободный доступ к богатствам разного рода – знаниям, инфраструктуре и другим, а также иметь безопасное рабочее место и достойный уровень жизни.
Принцип здоровой планеты: защита, восстановление и инвестиции в природу.
Принцип эффективности и достаточности: поощрение рационального производства и потребления, налогообложение для тех, кто неразумно тратит природные ресурсы.
Принцип правильного управления: совместное решение экологических проблем силами государств, создание интегрированных программ и согласованное их внедрение.
Принцип инклюзии: право на устойчивое развитие и принятие связанных с этим решений – каждому вне зависимости от места жительства, возраста, пола, достатка и социального статуса.
Таким образом, «зеленая экономика» – это экономика, ориентированная на повышение уровня благосостояния населения, социальную справедливость, равенство прав поколений. Способствующая экономическому росту и в то же время существенно снижающая риски деградации и уничтожения природных экосистем и повышающая ресурсную устойчивость мировой экономики.
Стоит отметить, что такая экономика требует плотного взаимодействия всех заинтересованных сторон – правительства, бизнеса, общественности.
Мониторинг перехода к «зеленой экономике»
Все оттенки «зеленых» инициатив бизнеса можно проследить в отчетах по устойчивому развитию или ESG. В них, с ноября 2023 года – следуя специальным рекомендациям Минэкономразвития, бизнес демонстрирует результаты в области социального, экологического и экономического управления.
Экономические. Раскрывает свою годовую выручку и затраты на устойчивое развитие, от исследований до инвестиций в «зеленые» проекты.
Экологические. Рассказывает о своем влиянии на окружающую среду: количестве выбросов парниковых газов или объеме воды, которую очищают и повторно используют на производстве.
Социальные. Отчитывается о социальных проектах компании и мерах поддержки сотрудников, например затратах на обучение. В этом же блоке дают информацию о количестве сотрудников по полу, возрасту и группе здоровья.
Управленческие. Раскрывает информацию о возрасте руководителей, долю женщин и мужчин в числе топ-менеджеров и совете директоров и другую информацию, которая позволяет оценить этичность и эффективность управления.
На ПМЭФ в июне 2023 года также был принят российский рейтинг ответственного бизнеса – ЭКГ: экология, кадры, государство. Создатели заявляют, что новый рейтинг, точно так же как и ESG, является инструментом реализации Целей в области устойчивого развития ООН. Вместе с тем он учитывает национальные приоритеты и ценности.
«Зеленая экономика» России: ключевые документы
Переход к «зеленой экономике» отражен в национальных целях развития России до 2030 года – в тех пунктах, которые касаются здоровья и благополучия людей, а также создания комфортной и безопасной среды для жизни.
Так, ставятся цели по созданию устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами: сортировать до 100%, в 2 раза меньше направлять на полигоны.
Мусорный вопрос стоит на повестке и Национального проекта «Экология», а вместе с ним:
– обезвреживание опасных отходов;
– оздоровление водоемов, включая особую заботу о Волге и Байкале;
– сокращение вредных выбросов и модернизация крупных промышленных предприятий;
– сохранение лесов и восстановление национальных парков;
– повышение качества питьевой воды.
Проект был утвержден в 2019 году, и уже к концу 2024-го правительство отчитается о результатах, оставляя за собой право продлить работу по отдельным направлениям при необходимости.
Экономические аспекты для перехода к «зеленой экономике» в РФ
Эксперты называют несколько ключевых аспектов «зеленого» перехода и описывают текущую ситуацию:
– более широкое использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). РФ, как лидер по экспорту нефти и газа, активно использует топливное сырье в электроэнергетике. Так, в начале 2022 года около 66% электроэнергии в РФ вырабатывалось на ТЭС, где применяются уголь и газ, реже – нефть. Государственные программы призваны стимулировать активное использование ВИЭ, сроки таких программ, как достижения результата, – пока переносят;
– модификация транспорта. В этот блок работ входит и создание первых образцов водородного транспорта, которые уже испытали в Санкт-Петербурге осенью 2023 года, и производство и использования электромобилей. Масштабная эксплуатация последних напрямую связана с увеличением нагрузки на ТЭС – круг замкнулся;
– декарбонизация российской экономики. Государство нацелено снизить углеродный след компаний: по закону требует отчитываться тех, кто создает выше 50 тыс. тонн вредных выбросов в год, а также – пока еще точечно в ряде регионов – тестирует внедрение системы торговли квот на выбросы (СТВ).
Система торговли выбросами Европейского союза (EU ETS) – схема, при которой компании могут торговать правами на выбросы загрязняющих веществ в пределах определенной зоны.
Стоит отметить, что отправка отходов любого рода на свалку значительно увеличивает углеродный след компании.
Разберем на примере хлеба, который вместе с другими хлебобулочными изделиями входит в топ-3 продуктов, выбрасываемых ритейлом, общепитом и обычными людьми. Каждый батон, оказавшийся на свалке, выделяет дополнительные 56 г СО2-эквивалента. Производство, транспортировка и реализация одного батона весом 400 г априори создает 570 г выбросов. Если хлеб отправился на свалку, значит, ресурсы на его производство были потрачены зря, а созданный углеродный след не оправдан.
Упомянутые выше примеры отлично иллюстрируют: переход к «зеленой экономике» во многом основан на цикличном подходе к производству и потреблению. Помощником в этом для пищевой отрасли может стать фудшеринг – технология, которая позволяет бизнесу максимально сокращать пищевые отходы и снижать свой углеродный след, при этом рационально использовать уже произведенные продукты и товары.
Фудшеринг как элемент «зеленой экономики»
Фудшеринг – социально-экологическая технология, используя которую бизнес экологично избавляется от невостребованных, но пригодных к употреблению остатков продукции, а нуждающиеся люди получают доступ к продуктам, которые обычно не могут себе позволить.
Интернациональная по своей сути технология фудшеринга отвечает всем принципам «зеленой экономики», позволяет:
обеспечивать людям достойный уровень жизни;
рационально использовать ресурсы, защищать природу от излишнего загрязнения.
Двигаться к целям устойчивого развития с помощью фудшеринга может любое предприятие, которое так или иначе сталкивается с проблемой перепроизводства или не успевает вовремя продать продукты по другой не связанной с их качеством причине.
Узнать, как выбрать партнера по фудшерингу, можно в нашем специальном материале.
Фотографии – unsplash.com