Антирейтинг: какие продукты в России идут на выброс – и что предпринять потребителям и продавцам

02.10.2024
<8 минут
Автор
Юлия Фетисова

Купил свежую булочку – назавтра ее выкинул. Звучит нелогично и странно – но подчас это наша реальность, которую мы не замечаем. Увы, немалая часть наших пищевых отходов (ПО) –это не только очистки и огрызки, но и нетронутые и вполне съедобные продукты: выбрасывают их и домохозяйства, и магазины. Читайте дальше, чтобы узнать, почему так происходит и какие действия помогут свести количество ПО к минимуму – в домашнем быту и в пищевом бизнесе. 

Немного статистики

По данным ООН на март 2024 года, на свалках оседает пятая часть производимого в мире продовольствия.

В России ежегодный объем ПО оценивают в 17,9 млн тонн. Из них 71% создают конечные потребители, а 29% – розница и общепит. В среднем один россиянин выбрасывает 88 кг еды в год.

Команда «Профудшеринг.рф» совместно с банком еды «Русь» в июле 2024 года выпустила серию обучающих плакатов, и один из них рассказывает о том, какие продукты россияне выбрасывают чаще всего. Предлагаем пройтись по списку снизу вверх.

5. А мы тут плюшками балуемся…

На пятом месте в перечне самых выбрасываемых в России продуктов питания находятся кондитерские изделия: 5,7% от всех ПО. Торты, пирожные и другая «кондитерка» относятся к разряду скоропортящихся продуктов: обычно они сохраняют свежесть всего несколько дне

Разнообразие сладких «вкусняшек» на полках магазинов – каждодневный соблазн для современного человека, часто живущего в стрессе. Специалисты утверждают, что желание сладких угощений на фоне стресса и эмоционального напряжения особенно сильно. В итоге на эмоциях человек может набрать в корзину много лишнего – а потом просто не будет в силах это съесть.

Причины для выбрасывания «кондитерки» потребителями могут быть разные:

— высокая калорийность: много не съешь;

— не пришлось по вкусу: слишком сладкое, жирное и т.п.;

— не соблюдались условия хранения (например, забыли убрать в холодильник) и решили выкинуть из опасений за здоровье;

— рассчитывали на гостей, но прогадали с их предпочтениями / переборщили с количеством

и т.п.

В свою очередь, магазины выбрасывают этот товар по одной главной причине: истечение сроков годности. Другой вероятной причиной может быть нарушение целостности упаковки.

4. и 3. Потемневшие бананы и «веселая» морковка

Четвертое место среди самых выбрасываемых продуктов занимают фрукты (9,4%), а третье – овощи и зелень (9,7%). Причины для выбрасывания у них общие:

— овощи и фрукты с повреждениями или помятыми боками потребители могут считать непригодными и торопятся от них избавиться;

— не востребованные покупателями овощи и фрукты – не обязательно с изъянами, порой просто слишком маленькие или слишком большие, некрасивые (например, «веселые» кривые морковки) – продавцы вынуждены списывать на утилизацию.

Фермерские продукты чаще прочих остаются невостребованными в розничной торговле. К сокращению спроса на овощи ведет, например, распространение полуфабрикатов быстрого приготовления. Кроме того, овощи и фрукты могут просто не успеть вовремя продать. Типичный пример – бананы: сегодня они идеального желтого цвета, спелые и привлекательные, а уже завтра покрываются темными пятнами и почти не имеют шансов оказаться в тележке у покупателя.

2. Пейте, дети, молоко – будете здоровы!

К сожалению, столь полезный продукт, а также его производные отправляются на мусорные полигоны даже чаще, чем овощи и фрукты. Молочная продукция стоит на второй строчке в антирейтинге самых выбрасываемых россиянами продуктов – целых 13,8%. 

Эта продукция, как и кондитерские изделия, относится к разряду скоропортящейся (а поэтому выбрасывается столь часто потребителями и продавцами) главным образом по двум причинам:

— не успевают продать / использовать в срок;

— не соблюдаются строго условия хранения/перевозки – и продукт портится.

1. Хлеб – всему голова?

Так говорили наши предки, но справедливость этой фразы сегодня подвергается сомнению. По неутешительной статистике, хлеб в России – самая выбрасываемая категория продуктов: если в цифрах, то это 20,6% наших пищевых отходов.

К сожалению, выбрасывают хлеб не только домохозяйства, но и магазины, причем в больших объемах. Проблема в том, что потребители привыкли к чрезвычайному изобилию хлебобулочных изделий на полках магазинов и пекарен и зачастую не хотят покупать даже вчерашний батон, а берут только самый свежий, «сегодняшний» – благо хлебные полки в магазинах пополняют новой продукцией ежедневно. В итоге, по признанию представителя одного крупного российского ритейлера, «если хлеб не распродали в первые два дня, то, с большой вероятностью, он так и станет в конечном счете отходом, который нужно будет списать».

Что делать? Наши рекомендации

1) Потребителям

— не покупайте много продуктов на эмоциях, особенно скоропортящихся, будь то «кондитерка» или «молочка», даже и по выгодным акциям; наилучший вариант – идти в магазин с заранее составленным списком нужного;

— строго соблюдайте условия хранения, вовремя обращайте внимание на сроки;

— специалисты рекомендуют: молоко и молочная продукция сохранятся дольше, если размещать их в самой холодной части холодильника – обычно это у задней стенки и в нижних отсеках. Больше лайфхаков по хранению разных продуктов – здесь;

— заранее узнавайте вкусовые и диетические привычки гостей: например, будет ли уместна за столом «кондитерка» (в последнее время люди все чаще следуют принципам здорового образа жизни – ЗОЖ);

— в холодильнике магазина не откладывайте в сторону продукты, что лежат там чуть дольше, выбирая продукты посвежее – если уверены, что точно используете их в ближайшее время.

Современные торговые сети обеспечивают непрерывность холодовой цепи и гарантируют качество скоропортящихся продуктов в рамках указанного срока хранения. Поэтому если планируете съесть продукт сегодня, не смущайтесь сроками – иначе сотрудники магазина будут вынуждены его выбросить, когда вскоре срок годности истечет.

Помните, что в быту легко найти применение многим залежавшимся продуктам, если прокачать кулинарные навыки и поискать подходящие рецепты в сети. Например:

— возвращаясь к бананам с потемневшей кожурой, предлагаем испытать на них европейский рецепт бананового хлеба. Кроме того, переспелые фрукты – бананы особенно – прекрасно подходят для замораживания и могут стать вкусным дополнением к вашему утреннему смузи;

— если у вас подкисло молоко, приготовьте из него домашний творог: простой видеорецепт есть в нашем Телеграм-канале;

— чтобы не поддерживать кощунственную практику выбрасывания хлеба, делайте из подсохшего хлеба сухарики: сможете похрустеть всей семьей за просмотром любимой передачи или взять с собой при случае на пикник. Ну а для борща и многих супов лучше добавки не найти. Срок годности сухарей практически неограничен, но, скорее всего, они у вас не залежатся долго.

Подписывайтесь на наш аккаунт в Телеграме – в нем мы публикуем много подобных рецептов и советов по рациональному потреблению продуктов. 

А если у вас все-таки образовались излишки ненужных продуктов, то угостите соседей или найдите желающих на них через домовые чаты / сообщества фудшеринга. Конечно, это следует делать вовремя, до окончания срока годности и при соблюдении правил хранения.

2) Продавцам

— соблюдайте температурный режим на всех этапах – от доставки до хранения на складе; предлагаем тут свериться с нашим материалом о правильных условиях перевозки;

— внедряйте специальные программы, чтобы более эффективно отслеживать сроки годности продуктов на складах;

— адаптируйте ценовую политику (включая снижение цены при подходящих сроках годности);

— учитывайте тенденции покупательского спроса.

Интересно недавнее исследование Росстата потребительских привычек россиян: оно показало сокращение потребления в России кондитерских изделий, что стоит учесть продавцам. В том числе играет роль растущая ориентация россиян на ЗОЖ – полагают эксперты. В одном из наших материалов читайте советы по сбалансированному питанию от опытного нутрициолога.

Скоропортящаяся продукция – зона особой ответственности продавца. Если у вас регулярно остаются невостребованные излишки, заключите договор об оперативном фудшеринге такой продукции – передаче ее нуждающимся, когда сроки подходят, но еще не вышли и продукты пригодны для употребления.

Так, исходя из практики покупки большинства хлебобулочных изделий в первые два дня, имеет смысл уже на третий день передавать некупленные изделия на фудшеринг. Тогда все еще хороший хлеб, батоны и выпечка порадуют семей с детьми, пенсионеров и нуждающихся людей – а не отправятся через пару дней на утилизацию.

Об успешных практиках фудшеринга в рознице мы писали в нашем специальном материале. А как не ошибиться при выборе партнера для фудшеринга – в другом нашем материале.

Крупнейшей фудшеринговой организацией в нашей стране является банк еды «Русь». Чтобы подключиться к его программам в качестве донора, напишите на электронную почту Fundraising@foodbankrus.ru

Фотографии – unsplash.com