Хейтеры могут стать единомышленниками: как вести экоблог, который меняет мир
Экоблогинг – это не только про осознанность и заботу о планете, но и про доверие аудитории. Поговорили с Анной Лавровой, создателем медиапроекта «Экология жизни» (85 000+ подписчиков) и сооснователем мобильного приложения для шеринга вещей SharingMap. Читайте интервью – и вы узнаете, почему экоблогеру иногда лучше отказаться от рекламы, где искать героев и новости для постов и как поддерживать мотивацию и вдохновение на ведение экологичного блога и образа жизни.

– Анна, как вы пришли в эко-блогинг?
– Довольно случайно. Семь лет назад я курировала аккаунты одного крупного проекта по социальным темам, одной из которых была экология. Блог начался с группы во VK, потом добавились аккаунты на других платформах. Сейчас экспериментируем даже с Threads.
– Ваш блог довольно успешен. Поделитесь вашей контентной стратегией?
– Мы стараемся не перебарщивать со «страшилками»: если ситуацию нельзя изменить, не стоит пугать людей – это демотивирует. Лучше рассказывать, что конкретно может сделать каждый. Знаю случаи, когда после наших постов люди начинали сортировать отходы, отказывались от мяса, меняли свой образ жизни.
Где брать темы?
Мы постоянно мониторим другие новостные экоканалы, сайты, информационные агентства, следим за новыми законами. Но – важно создавать свой уникальный контент. Новость, о которой написали все, не так интересно читать.
Где брать героев и экспертов?
Герои часто приходят сами: в комментариях и личных сообщениях люди делятся своими успехами и достижениями, и мы с удовольствием берем такие истории в работу. Иногда находим героев по рекомендациям или на конференциях.
Где брать исследования и цифры?
Самый лучший вариант – искать научные публикации, как российских авторов, так и зарубежных. Я подписана на аккаунты в социальных сетях нескольких научных институтов, зачастую там можно найти очень интересные данные.
Что помогает продвижению?
Мы практически не устраиваем мероприятия, но часто становимся партнерами или инфопартнерами. Еще я выступаю с питчами* и лекциями по экопросвещению и в качестве наставника на акселераторах – программах интенсивного развития компаний.
*Питч – это краткая самопрезентация, в которой ты рассказываешь о себе и своем проекте важным перспективным аудиториям.
– На какие темы люди особенно откликаются?
– На истории помощи животным и экозащиты, когда происходит несправедливость или экоактивисты отстаивают свои права. Также всегда хорошо «заходят» живые истории людей – как обычный человек смог что-то сделать и изменить ситуацию / мир к лучшему: открыл свой экобизнес, изменил жизнь своего двора и так далее.
– Что вы посоветуете новичкам в экоблогинге?
– Берите темы, которые вам искренне интересны. Тогда у вас будет мотивация делать это долго и системно. Не гонитесь за охватами – иногда важный пост получит мало лайков, но изменит чье-то мировоззрение.
Важно адаптировать контент под разные платформы:
– в Телеграм можно больше экспериментировать с серьезными текстами – и есть возможность визуально подчеркнуть важные моменты;
– в VK могут быть и текстовые материалы, и видео (хотя они реже «взлетают», по нашему опыту);
– в Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией в РФ) важно делать акцент на Reels и визуальную составляющую.;
И помним про формат сторизс – он есть уже везде. Пост может не «зайти» в какой-то соцсети – тогда эту тему можно обыграть в сторизс.
– Как вы относитесь к тому, что экологичность стала модным трендом?
– Это тренд, но не для всех. К сожалению, из-за радикальных активистов вроде Греты Тунберг у многих создается стереотип, что люди с экопривычками – это «фрики». Это отпугивает людей, не знакомых со сферой экологии.
– Вы сталкивались с гринвошингом (когда компании притворно «маскируют» товары и услуги под экологичные цели)?
– Постоянно! Иногда у компаний, желающих сделать вклад в экологию, просто не хватает компетенций и хорошего эксперта. А иногда они идут на это ради пиара, осознавая обман. Некоторые агрессивно реагируют на наши отказы размещать их посты. Но мы всегда проверяем факты, обращаемся к знакомым экспертам. Если сомневаемся – не публикуем.
Примерно треть рекламных запросов мы не берем в работу. Репутация дороже.
– Как вы реагируете на негатив и комментарии в духе «один человек все равно ничего не изменит»?
– Одно из моих главных правил (которому меня в свое время научили) – отвечать всем, даже хейтерам. Если человек не прошел мимо, ему уже не все равно. В диалоге он может стать единомышленником. Мы максимально редко удаляем комментарии и «баним» людей только в случае оскорбления подписчиков.

– Бывает, что подписчики вдохновляют вас?
– Все время! Это и есть главная мотивация вести блог. Самое приятное, когда они рассказывают, что после наших материалов что-то сделали: установили компостер во дворе жилого дома, провели мероприятие или пришли волонтером на акцию. Один яркий для меня момент был много лет назад, когда у меня было всего 10 тыс. подписчиков. В метро рядом ехала девушка, которая читала мой блог, – я очень вдохновилась, хотя заговорить с ней не решилась.
– Случались ли курьезы?
– Помню, сделали опечатку в слове нарвал — написали НавРал. Подписчики очень веселились. А в другой раз в заголовке опечатались, что одна компания выпустила в Волгу «мальчиков» вместо «мальков». Подписчики снова были в восторге. Мы быстро исправили ошибку, но скриншот на память сохранили.
– Как избежать обвинений в лицемерии (например, когда критикуешь пластик, но сам иногда им пользуешься)?
– Мы всегда в постах пишем, что надо внедрять те экопривычки, с которыми вы можете комфортно жить. Здесь очень важна последовательность.
Лучше годами не есть мясо, чем неделю быть веганом. Или системно не пользоваться пакетами, чем один день прожить в формате тотального zero waste и понять, что это невозможно.
– Как ведение эко-блога повлияло на лично ваш образ жизни?
– Моя экоосознанность росла вместе с развитием блога. Чем больше я вовлекалась в экоповестку, тем больше экопривычек стало появляться в моей жизни. А еще блог стал «входом» в профессию: я начала работать в экологическом НКО и ушла из книжного дела, которому посвятила много лет.
– А ваше окружение? Друзья/семья тоже стали более экологичными?
– Мое правило – не навязывать людям экологичный образ жизни. Это не работает. Единственное, что можно делать, – показывать своим примером. Конечно, близкие постепенно стали вовлекаться: теперь с гордостью рассказывают, как собирают вторсырье, отказываются от одноразового пластика, сокращают потребление мяса. Родителям раздельный сбор отходов дается непросто – но им оказалось понятнее, зачем и как собирать органические отходы. Теперь они их, как и я, привозят из Москвы на дачу в компостер. И, конечно же, собирают органику на даче – для них это абсолютно естественно.
Материал о компостировании с советами и интересными историями от практиков читайте здесь.
– Ваш любимый эко-лайфхак/экопривычка?
– Поделюсь несколькими:
1. Самая вкусная питьевая вода – из стеклянной экобутылки.
2. Брать перекусы с собой в виде нарезанных овощей в контейнер – очень вкусно, экологично и экономично. Окружающие всегда с удовольствием присоединяются.
3. Если есть дача, то вывозить органику (я храню ее в квартире в морозилке) – это уже половина дела в организации РСО дома.
– Бывало ли, что экологичный образ жизни казался слишком сложным? Как с этим справляться?
– Экологичный образ жизни для меня – естественный: собирать органику и редкие фракции, не есть мясо, максимально отказываться от одноразового невероятно просто. Если начинает раздражать необходимость мыть вторсырье и не успеваю готовить еду с с собой (чтобы не покупать в одноразовой упаковке) – значит, пора пересмотреть график и отдохнуть. В нормальном состоянии это не вызывает сложностей. Экологичный образ жизни должен быть в радость, а не в тягость. Экологично к миру вокруг – экологично к себе!
– Вы говорите, что лучше внедрять экопривычки постепенно и понемногу. Есть ли то, что вам совсем не поддается в данный момент?
– Мой самый большой «экогрех» – я использую пакеты для уборки за собаками на улице. Я не покупаю новые пакеты, но беру те, которые образуются дома (мало) или отдают друзья и коллеги (много). Но у меня две собаки, и мы гуляем с ними два раза в день. Пакетов уходит очень много, и на полигонах они, конечно же, не исчезнут. Самый экологичный вариант – это совочек и контейнер, чтобы относить всёе домой в туалет. А мои знакомые даже самостоятельно сделали удобное компактное приспособление. Кажется, если я дойду до такого уровня, то буду считать себя «экосвятошей».