Свое фудшеринговое сообщество в 13 лет: опыт Владимира Овсепяна
Фудшеринг объединяет поколения и помогает формировать экологическую сознательность в нашей стране – выяснили мы, когда исследовали тему поколений в одном из прошлых материалов. Подтверждения долго ждать не пришлось, и сегодня мы рассказываем историю школьника Владимира Овсепяна, который запустил собственный проект Фудшеринг |Нефтеюганск с опорой на семейные ценности. Передаем слово Владимиру.
Идея открыть свое фудшеринговое сообщество появилась в 13 лет, а вдохновил меня на это мой отец. Он всегда занимался благотворительностью, делал это в тени, помогал людям одеждой, продуктами и всем самым необходимым. Я решил продолжить эту традицию и вскоре узнал о фудшеринге – концепция разумного потребления в целом близка моей семье.
Обмениваться и забирать друг у друга ненужную еду – это отличный способ сохранить ее от напрасного выбрасывания, бороться с системой чрезмерного потребления и помогать нуждающимся.
Я создал группу в социальной сети, чтобы люди могли через нее отдавать друг другу ненужные продукты. Затем стал искать компании для передачи более крупных партий продуктов в благотворительные организации – таким образом, проект стал несколько шире, чем просто фудшеринговый: постепенно мы стали оказывать и просто продуктовую помощь, собирать продуктовые пожертвования.
Поначалу привлекать партнеров было непросто. Многие предприниматели меня не воспринимали всерьез. Смущал мой возраст, и разговаривал я с ними неуверенно – опыта не хватало. Но по итогам первой недели переговоров у нас появились первые партнеры – местное кафе. Мы с папой угостили пловом и фруктами 100 человек в Специальном доме для одиноких престарелых г. Нефтеюганска. Это стало нашей доброй традицией, и мы на постоянной основе помогаем дому престарелых, а также раздаем еду нуждающимся, выбрать которых помогает соцзащита.
Работа с партнерами приносила все больше результатов, иногда удавалось провести трехсторонние акции. Так, на открытии одного детского центра мы пригласили детей из нуждающихся семей поиграть в нем бесплатно, а потом угостили обедом от местной птицефабрики.
В первый год существования проекта работник церкви решил пожертвовать нам более 50 тыс. рублей – для нас это была огромная сумма, настоящее чудо! Договорились, что он закупит продукты на эту сумму и мы отдадим нуждающимся.
За четыре года мы спасли более 5 тонн продуктов питания и помогли более 5 тыс. человек.
Выпечка является основным видом продукции, получаемой от наших партнеров. Мы понимаем, что это скоропортящийся продукт, поэтому наши волонтеры тщательно проверяют каждый товар на соответствие срокам годности.
Одноклассники сначала высмеивали: «Зачем это все? Мог бы найти занятие поинтереснее». Со временем поняли, что это важно, начали распространять эту идею среди знакомых и даже волонтерить в проекте. Мы зарегистрировали организацию на добро.ру. За помощь нам молодые ребята получают часы в волонтерскую книжку, что дает баллы при поступлении в высшее учебное заведение – все выигрывают. Один из наших волонтеров так вдохновился, что открыл свое благотворительное сообщество – теперь помогают одеждой нуждающимся.
В команде уже более 50 волонтеров, около 20% из них – взрослые люди, в том числе 60+ – их еще называют «серебряными волонтерами».
Нам очень нужны кураторы, которые могут руководить процессом в других городах Марийской автономной области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Если в Нефтеюганске руковожу процессом сам, то в других городах без куратора проект развивается слабее, чем мог бы.
В 2022 году мы стали призерами Международной премии «Мы вместе». На выделенный бюджет 600 тыс. рублей мы внедрили новую технологию «Добромат» – устройство для сбора пожертвований. Работает он как и любой автомат: человек подходит, пишет любую сумму, прикладывает карту, и деньги приходят на счет организации. Также закупили мерч и короба, необходимые для проведения акции «Корзина добра» в магазинах.
Всем желающим запустить свое фудшеринговое сообщество я рекомендую на начальном этапе сделать пять шагов:
1. Четко, красиво и понятно оформить аккаунты проекта в социальных сетях
2. Рассказать про проект в СМИ
3. Найти партнеров в лице продуктовых предприятий
4. Договориться с соцслужбами, чтобы они предоставили вам информацию о семьях, которые нуждаются в поддержке
5. Провести акцию, рассказать о ней в СМИ. И двигаться дальше
Я делаю большой упор на СМИ, так как благодаря этому проект набирает обороты, люди сами начинают обмениваться продуктами в нем. Публикации об организации в медиа играют важную роль и для подачи заявок на грантовые конкурсы.
СМИ в принципе помогают развивать в обществе позитивные и прогрессивные идеи на благо общества – и это одна из причин, почему я хочу в 2024 году поступить в МГУ на факультет журналистики. Сообщество продолжит работать и дальше. Сейчас мне 17 лет. Последние 4 года я учился совмещать учебу в школе №9 г. Нефтеюганска и организацию процессов фудшерингового сообщества. Уже сейчас оно живет автономно, волонтеры доставляют продукты, а моя работа – дистанционная.
Команда медиапроекта «Про фудшеринг» желает Владимиру удачи и с нетерпением будет ждать его в числе коллег-журналистов социальных и экологических СМИ.
Предлагаем читателям изучить материал о работе фудшеринг-сообщества в Саларьево, посмотреть список фудшеринг-сообществ по городам России, а также начать применять принципы рационального потребления в своей жизни прямо сегодня – благодаря простым лайфхакам из «Гайдбука начинающего фудсейвера» от банка еды «Русь».
Реализуем медиапроект «Про фудшеринг» при поддержке Росмолодёжь.Гранты.
Фотографии — Владимир Овсепян