«Предлагали не позориться и выбросить продукты»: как создавалось и работает локальное фудшеринговое сообщество

02.11.2023
7 минут
Автор
Ольга Хромова

71% всех пищевых отходов в России создают домохозяйства, то есть обычные люди. Так происходит, потому что выбросить ненужные баночки детского питания или излишки дачного урожая – зачастую удобнее и быстрее, чем искать «добрые руки», которые заберут ненужную еду.

На помощь приходят местные фудшеринговые сообщества: в масштабе района, жилого комплекса и даже дома пристроить продукты и товары становится проще. Бонусом идут чувство удовлетворения от хорошего поступка и растущая экоосознанность – так потихоньку, незаметно фудшеринговые группы формируют в обществе ответственное отношение к продуктам и помогают людям переходить на более экологичный образ жизни.

Команда «Про фудшеринг» полностью поддерживает проактивный подход: брать ответственность и менять ситуацию к лучшему в меру своих возможностей. Мы попросили автора локального сообщества поделиться с нами своим опытом, сложностями и победами в организации фудшеринга в районе.

Знакомьтесь! Кристина, 25 лет, – создательница сообщества Фудшеринг – Саларьево & Филатов луг, волонтер местной акции по раздельному сбору отходов. Мечтает, чтобы у большего количества людей появилась возможность вести экологичный образ жизни. Передаем Кристине слово.

Первый опыт фудшеринга на коммерческой площадке был неоднозначным

Фудшеринг в моей жизни появился раньше, чем сортировка и сдача вторсырья, – именно он вовлек в тему экологии и разумного потребления. Пока не знала про существование фудшеринга, те продукты, которые по какой-то причине не успевала использовать, приходилось выбрасывать. В какой-то момент обратила внимание на то, как часто и в каком объеме продукты попадают в мусорное ведро. Задумалась о том, что это неправильно и можно попробовать их отдать. Не зная про существование фудшеринга, воспользовалась известной площадкой для объявлений и выложила свой первый пост с отдачей продуктов. На объявление откликнулось много людей, но реакция была неоднозначная.

Помимо тех, кто пожелал забрать продукты, нашлись те, кто в грубой форме требовал не предлагать продукты людям, не позориться и не травить людей. Ненужные продукты советовали выбросить.

После участия в общегородском сообществе по фудшерингу появилась идея создать свое

Первый опыт меня несколько расстроил, и я пошла в интернет за советом о том, как лучше поступать с невостребованными продуктами. Там обнаружила статью про фудшеринг и позже – одноименную группу фудшеринга в Москве, через которую и стала отдавать продукты.

Пользуясь общегородской группой фудшеринга на протяжении года, я выявила для себя другие минусы:

– Случалось так, что человек, желающий забрать продукты, опаздывал или не приходил за ними вовсе. Приходилось договариваться с другими людьми, тратить время на ожидание, из-за чего многие продукты портились.

– Не всегда на небольшой объем продуктов находились желающие забрать. Оно и понятно: потраченное время, стоимость проезда редко оправдывают рациональность спасения небольшого количества продуктов для забирающих.

Отсюда возникла идея районного фудшеринга, где продукты забирали бы оперативно и тем самым вовремя спасали от утилизации.

Идея локального сообщества по фудшерингу оказалась актуальной

Ее поддержали волонтеры местного экосообщества, и с их помощью фудшеринг достаточно скоро стал набирать популярность у местных жителей. Многие соседи в нашем ЖК ведут осознанный образ жизни, поэтому фудшеринг пришелся по душе и стал неотъемлемой его частью.

В фудшеринге достаточно отзывчивые люди: когда нужна помощь в транспортировке и раздаче продуктов, много кто оперативно откликается. Также люди помогают тем, что рассказывают про фудшеринг соседям, публикуют приглашение в сообщество в чате своего корпуса или подъезда, пишут благодарности и ставят реакции.

В сообществе существуют правила и строгая модерация

Группа создана только для жителей района, ориентирована на оперативную связь между соседями и возможность знакомства и общения в рамках темы.

Согласно правилам, в объявлении обязательно должно быть:

– фото продукта;

– указание срока годности и состава;

– комментарий, соблюдались ли условия хранения; причина, почему отдается;

– адрес дома и актуальный статус.

Рекомендуется также:

– не удалять объявления в группе: они служат в качестве примера для новых участников. Достаточно делать пометку «бронь» или «отдано»;

– делать фото при хорошем освещении и по возможности эстетически привлекательными;

– обходиться одним емким сообщением вместо множества коротких.

В группе разрешается: писать благодарности и ставить реакции, спрашивать совета по спасению продуктов. Задавать вопросы на тему фудшеринга и экологии в сфере потребления.

Запрещено продавать и обменивать продукты, публиковать рекламу или сбор помощи, спамить и флудить не по теме.

Любое сообщение (и общение) проходит модерацию и может быть удалено частично или полностью на усмотрение администрации. Цель – сохранить все самое полезное, не переходя в длинные дискуссии.

Люди передают самые разные продукты

Это детское питание, сезонные овощи и фрукты, еда для животных, готовые блюда, полуфабрикаты, закатки и многое другое. Продукты с истекшим сроком годности тоже отдают, ответственность несет забирающий.

Сложности случаются, но все можно решить

С появлением сообщества моя ежедневная рутина без выходных и отпуска – это модерация, удаление спама и флуда, но поддерживать «чистоту и порядок» – не самое энергозатратное.

Искать способы для продвижения сообщества, увеличивать количество участников – вот, что занимает больше всего времени и сил и вместе с тем является самым главным.

Бывает непросто организовать оперативную масштабную раздачу продуктов, предоставленных в большом объеме от частных лиц, владельцев бизнеса или списанную из магазинов, ведь важно справедливо распределять их между желающими с ограничением по количеству в руки. Иногда приходится разрешать конфликтные и спорные ситуации между участниками. Принимать критику и негативную реакцию в свой адрес.

Самое ценное – возможность внести свой вклад в развитие общества

Приятно видеть объемы спасенных от утилизации продуктов, получать благодарности и обратную связь от участников, привлекать новых, в том числе владельцев местного бизнеса, кто неравнодушен к теме спасения продуктов от выбрасывания.

Считаю важным популяризировать тему разумного потребления, хочу, чтобы как можно больше людей интересовались и участвовали в экологической деятельности вроде сортировки отходов или фудшеринга.

Много чего для этого еще нужно: например, должна быть создана полноценная инфраструктура и проведена работа в сфере законодательства.

При этом каждое отдельно взятое фудшеринговое сообщество помогает просвещению людей в области бережного обращения с ресурсами.

Прежде чем создать свое фудшеринговое сообщество, я бы порекомендовала:

1. Определить цели и задачи, разработать четкие правила, а также обеспечить информационную поддержку и продвижение сообщества в рамках вашего города или района.

2. Быть готовым к возможной критике.

3. Владеть информацией по теме, чтобы уметь аргументировать важность использования фудшеринга и ответственного отношения к продуктам.


Экологичность, экономия ресурсов, сокращение пищевых отходов, борьба с голодом и изменениями климата – основные (но еще не все!) причины, по которым за фудшерингом будущее.

Дерзайте!

Команда «Про фудшеринг» также предлагает всем читателям попробовать найти удобное местное фудшеринговое сообщество в этом списке.

Фотографии – Кристина, автор сообщества Фудшеринг – Саларьево & Филатов луг