Не только каршеринг: что еще арендовать и чем делиться с выгодой для себя
Одолжить что-то, сдать напрокат или в краткосрочную аренду, отдать за ненадобностью – всё это разные виды шеринга. Но зачем новый термин, если подобные практики давно известны и уже имеют свои названия? Как и в случае с частным случаем шеринга – фудшерингом, это не просто мода на англицизмы. В статье разберемся, в чем новизна явления, и попутно узнаем о самых популярных видах шеринга.

Новая жизнь старых понятий
В самом общем плане слово шеринг описывает разнообразные практики совместного потребления: когда пользование какой-то вещью или услугой разделяется (английское слово share означает «делить, делиться») между несколькими субъектами.
Шеринг можно наблюдать и на микро-, и на макроуровне:
— в личных отношениях;
— в обществе при коллективном пользовании благами;
— в экономике – как бизнес-модель и набор сервисов, формирующих собственные рынки товаров и услуг.
Одолжить соседу дрель или поделиться на работе излишками дачного урожая – пара типичных примеров личного шеринга. Общественные библиотеки, через которые тысячи людей могут прочитать одни и те же книги, – пример шеринга в социуме. Наконец, современная шеринг-экономика (англ. sharing economy) являет собой совокупность бизнесов вокруг совместного потребления, лишь часть из которых имеет примерные аналоги в прошлом – советские комиссионные магазины, блошиные рынки, сервисы проката и т.д.
Именно интенсивное развитие шеринг-экономики с разнообразными технологичными сервисами и площадками делает шеринг принципиально новым явлением.
Итак, что же тут принципиально нового?
1) Новая идеология потребления
Прошлые практики совместного пользования – пункты проката, аренды и т.д. – обычно носили для людей вынужденный характер (нехватка денег на покупку, отсутствие нужных товаров в продаже и т.д.). Шеринг же дает пример регулярных практик сознательного отказа от покупки чего-то нового в пользу совместного использования как личный выбор, не обязательно связанный с экономией или нехваткой средств – хотя этот мотив тоже может присутствовать.
«Эра шеринга» (то есть широкое распространение шеринговых сервисов и практик) наступила во многом из-за изменения ценностей и приоритетов потребителей. Если в прошлом люди высоко ценили престиж от владения вещами, то теперь может быть достаточно иметь к ним доступ на нужное время, так как на первый план вышли другие приоритеты:
— личное удобство и упрощение жизни;
— эффективность использования ресурсов, практичность;
— свобода выбора и мобильность.
Теперь уже не дефицит, а переизбыток вещей двигает людей в сторону шеринга: актуальный ответ консьюмеризму – тренд на разумное потребление – приводит многих к желанию ограничить потребление, практично организовать быт и жизненное пространство и не допускать захламления помещений.
В этом отношении шеринг открывает две базовые возможности:
— экологично избавляться от хороших, но ненужных вещей через шеринговые проекты (например, Karmitt, чаты и сообщества в соцсетях (ключевые слова в поиске – «отдам даром» и ресейл-платформы («Авито», Юла» и др.);
— получить временный доступ к самым разным предметам – от новогодней елки до автомобиля – вместо их приобретения, которое может быть непрактичным.
Если спросить современного человека о том, какие варианты шеринга ему известны, скорее всего, первым ответом будет каршеринг – аренда автомобиля на короткое время, обычно с поминутной системой оплаты. Пользуясь каршерингом, не приходится беспокоиться о постоянном месте парковки, бензине, страховке, прохождении техосмотров и множестве других неизбежных сложностей в случае покупки собственного авто. Если автомобиль требуется нечасто, каршеринг – прекрасная альтернатива дорогостоящей покупке.
Другой пример. Семье с детьми и привычками активного отдыха может быть не очень удобно хранить и обслуживать несколько велосипедов и другой громоздкий спортинвентарь – намного комфортнее пользоваться их шерингом.

2) Бурный рост за счет технологий
Расцвет шеринг-экономики был бы невозможен без современных технологий. Все шеринг-проекты базируются на онлайн-платформах, которые сводят тех, кто предоставляет вещь или услугу, с их получателями.
Скажем, чтобы воспользоваться каршерингом, нужно загрузить приложение одного из операторов (самые популярные в России): Яндекс.Драйв, Ситидрайв, BelkaCar, Делимобиль) и выбрать по геолокации ближайший автомобиль. Для совершения поездки необходимо привязать карту для оплаты.
Аналогичным образом работает велошеринг (велосипеды) и кикшеринг (электросамокаты). Здесь точно так же через приложение (например, Велобайк, Яндекс.Go, Whoosh, МТС Юрент и др.) можно арендовать ближайший к вам велосипед/самокат, а потом оставить его на одной из доступных стоянок. Оплата также производится с привязанной карты.
Есть также сервисы поиска попутчиков – т.н. карпулинг, когда водители ищут пассажиров для поездок на дальние расстояния и делят с ними расходы на бензин. Самый популярный из таких – BlaBlaCar.
Как видно уже на этих примерах, именно развитие технологий (Интернет, поиск по геолокации, мобильные приложения и т.д.) позволяет шерингу с легкостью связать клиентов и провайдеров благ, а электронные платежные системы обеспечивают быстроту и удобство расчетов. Теперь не нужно идти в специальный пункт проката или лично встречаться с собственником, всё делается онлайн – через сайты, приложения, социальные сети. В этом принципиальное отличие шеринга от аналогов прошлого.
3) Экономика доверия
Важно и то, что шеринговые площадки дают возможность выстраивать горизонтальные связи и не предполагают посредников. При этом они обычно имеют набор инструментов для выстраивания доверия между незнакомыми людьми – провайдерами и потребителями благ. Два основных – это:
— встроенные рейтинги продавцов и покупателей;
— обзоры и отзывы покупателей.
Иногда шеринговая площадка может также предлагать собственную доставку и гарантировать аутентификацию товаров.
Среди самых популярных направлений шеринга в России в последние годы называют:
1) шеринг зарядных устройств;
2) кикшеринг;
3) велошеринг,
4) инвентарь для строительства и ремонта.
4) Шеринг – это экологично
Хотя ключевой момент в успехе шеринговых проектов – это разделение собственности на взаимовыгодной основе, еще один важный маркер шеринга – стремление к эффективному использованию ресурсов: экономических, энергетических, природных.
Тренд на шеринг гармонично вписывается в тренд на рациональное потребление, а оно по своей сути экологично. Люди часто используют возможности шеринга, так как предпочитают не засорять жизненное пространство лишними вещами, еще и экономя при этом на дорогих покупках, нужных лишь на ограниченное время. К этой очевидной выгоде для себя примыкает приятный бонус в виде причастности к более рациональному и экологичному образу жизни, уменьшению своего экологического следа.
За счет чего это происходит?
1. Развитие каршеринга, велошеринга и кикшеринга приводит к сокращению выбросов выхлопных газов через более активное использование экологичных видов транспорта – как велосипедов и самокатов, так и электромобилей, на которые постепенно переходит мировой и российский каршеринг.
Комментарий эксперта
Полины Волковой, главный редактор паблика про городские сервисы «Трушеринг»
В среднем один автомобиль каршеринга заменяет до шести личных машин. Это значит, что на каждую машину каршеринга приходится шесть частных, которые сегодня не выехали на дороги города. Кроме того что каршеринги активно пополняют свои парки электромобилями, обычные машины соответствуют высокому экологическому классу. Арендованная в каршеринге машина в этом смысле гораздо лучше, чем купленное на «Авито» авто 20-летней давности.
Арендные электросамокаты в среднем выполняют две транспортные поездки в день. Другими словами, каждый самокат перевез двух людей вместо авто, такси или другого общественного транспорта. При этом важно учитывать, что углеродный след самоката составляет около 43 граммов СО2 на километр. Это в 4 раза меньше, чем выбросы автомобиля.

2. Различные виды вещевого шеринга (так называемый вторичный рынок) дают возможность самым разным предметам – от одежды до мебели – обрести вторую жизнь, а не затеряться на свалках, чья увеличивающаяся площадь в стране и мире внушает всё возрастающую тревогу.
3. Предпочтение шеринга приводит к тому, что люди покупают меньше новых вещей, а снижение оборотов торговли ведет к уменьшению объемов производства новых товаров и растраты ценных и исчерпаемых ресурсов. Например, на сбережение лесных ресурсов работают шеринг мебели (в данном случае деревянной) и букшеринг.
Букшеринг, который также называют буккроссингом, или книговоротом, предполагает бесплатную аренду книг в общественных пространствах – музеях, библиотеках, парках, культурных центрах, вузах и т.д. Найти площадки, где можно оставить или бесплатно взять книги в своем городе, можно через специальный сайт.
Поделиться ненужными вам книгами также можно, отнеся их в библиотеку, а в Москве и Санкт-Петербурге – сдать в контейнеры Re:Books: создатели проекта сами отправят их в нуждающиеся библиотеки.

Шеринг повсюду
На сегодня объектом шеринга может быть практически что угодно: транспорт – вплоть до личного самолета, одежда – от обычных до люксовых марок, жилье и рабочие помещения (т.н. коворкинги) с почасовой и посуточной оплатой, профессиональное оборудование, стройматериалы, растения и даже навыки и умения.
Напоследок приведем несколько актуальных сфер шеринга с примерами шеринговых сообществ.
Дресскроссинг, или своп, – обмен одеждой, обувью и аксессуарами. Для того чтобы можно было поделиться вещами, ставшими ненужными, и найти нужные вам вещи у других, проводятся своп-вечеринки и организуются своп-маркеты. О популярном своп-проекте в России «Давай меняться» мы писали ранее. Также в Санкт-Петербурге широко известен проект «Спасибо!», через который можно продлить жизнь ненужной одежде, отдав ее для нуждающихся или на переработку, а также купить такие вещи через специальные магазины, сделав вклад в благотворительность.
Фудшеринг – это когда люди и компании отдают хорошие пригодные продукты нуждающимся или просто заинтересованным людям, если не успевают их съесть (в случае компаний – реализовать) в нужный срок. Наиболее полный список площадок, через которые можно отдать или забрать еду, команда проекта «Про фудшеринг» собрала здесь.
Стройшеринг– обмен и бесплатная передача людьми и организациями остатков строительных материалов – обоев, плитки, строительных смесей и т.д. после завершения частного ремонта или строительства объекта. Сообщества по стройшерингу в VK существуют во многих городах России.
Техношеринг предполагает бесплатную передачу разнообразной ненужной техники – бытовой, компьютерной, телефонов, зарядных устройств и т.д. В качестве примера приведем группу VK в Москве и Санкт-Петербурге. Если техника в нерабочем состоянии, то ее можно сдать на переработку в «М.Видео»: обе компании в случае необходимости готовы предоставить бесплатный вывоз из дома.
Бебишеринг – бесплатная передача (иногда обмен на фрукты, сладости) детской одежды и обуви, игрушек и других детских товаров в хорошем состоянии, которые еще могут послужить другим. В социальной сети VK можно найти множество бебишеринг-сообществ в разных городах России.
Это лишь несколько примеров: шеринговая модель охватывает всё больше сфер, и, вооружившись поисковиком в социальных сетях, вы вполне можете найти сообщество шеринга под свои нужды.
Шеринг безусловно важен потому, что снижает потребление и дает важный ключ к уменьшению количества отходов, а это — ключевая цель в экоповестке-2025 в России. Важно и то, что шеринг позволяет поддерживать тех, кому нужна помощь. Наконец, технологичные шеринговые сервисы дают больше гибкости в жизни и возможность потреблять блага более рационально, в том числе экономя деньги.
Главные принципы шеринга – экономия, доверие, простота, забота об экологии – применимы в любом бизнесе, и их точно стоит брать на вооружение. Как приспособить виды шеринга под нужды бизнеса, мы расскажем в одном из следующих материалов.