Магазины должны бесплатно выдавать продукты нуждающимся, считают в Думе

10.01.2024
<2 минут
Автор
Илья Агафонов

Во фракции «Справедливая Россия — За правду» подготовили законопроект: еду, у которой скоро закончится срок годности, предлагают выдавать пенсионерам и представителям других социально незащищенных категорий, если те предъявят соответствующие документы.

Также депутаты предлагают увеличить не облагаемую налогом долю выручки, которую можно направлять на благотворительность. Сейчас компания может пожертвовать таким образом товары стоимостью не более 1% от своей выручки, за остальное придется платить налог (НДС) в размере 20% от стоимости этих товаров. Нужно повысить лимит не облагаемых налогом пожертвований до 5% от выручки, уверены политики.

Необходимость уплаты НДС при пожертвовании еще пригодных и не просроченных продуктов делает фудшеринг невыгодным по сравнению с утилизацией непроданной еды, напомнил исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

«Если законодательство изменится, то мы увидим расширение программ благотворительности и помощи населению продуктами с истекающими сроками годности. Кроме того, отмена НДС может благоприятно отразиться на экологии, потому что уменьшит объем пищевых отходов на свалках, а также сократит затраты на их утилизацию», – подчеркнул эксперт.

Главный редактор медиапроекта «Про фудшеринг» и вице-президент банка еды «Русь» Анна Алиева-Хрусталева рассказала про опыт введения «социальных полок» в России:

«Лет 6 назад мы радовались появлению новых способов помочь как можно большему количеству нуждающихся.
Однако, общаясь с предпринимателями, поддержавшими инициативу, мы выяснили:
— Визуально сложно отследить, кто злоупотребляет возможностью взять еду бесплатно, а кто нуждается.
— Некоторые люди начинали требовать бесплатные продукты, тем самым отбивая у предпринимателей желание помогать.

Также практиковались «социальные полки», которые наполняли посетители магазинов. Они тоже быстро теряли мотивацию, когда видели, что продукты уходят в руки людей «обеспеченной наружности».

Оценив опыт магазинов, которые запускали подобного рода проекты, мы пришли к выводу, что лучше разделять продажу продуктов и помощь нуждающимся».

Наиболее серьезный опыт сбора и распределения продуктовой помощи накоплен банком еды «Русь» – продукты от благотворителей там ежегодно получают около двух миллионов россиян. Фонд сотрудничает с крупнейшими торговыми сетями страны: забирает и передает нуждающимся невостребованные, но качественные продукты. О том, как принять участие в этой работе и поддержать ее, можно узнать на сайте благотворительной организации по ссылке.

Обложка – unsplash.com