«Ледники» и «термосы»: правила перевозки пищевых продуктов
Грамотное хранение и правильная транспортировка продуктов помогают снизить пищевые потери и риск их порчи. Последняя, к слову, может привести к самым разным последствиям, вплоть до вспышки ботулизма.
Предлагаем разобраться в главных требованиях к перевозке продуктов автотранспортом. Тем более что в условиях жаркого лета актуальность таких правил возрастает в разы, о чем россиянам недавно напомнил Роспотребнадзор. Кроме того, многих интересует вопрос: а не опасны ли в этом случае продукты с подходящими сроками, отданные на фудшеринг?
Перевозка продуктов: в чем потенциальная опасность
Безусловно, при транспортировке продовольствия существуют риски.
Например:
— порча продуктов из-за отклонения от температурного режима или нарушения других условий хранения, особенно при длительной перевозке;
— заражение скоропортящейся продукции болезнетворными микроорганизмами, которые могут вызвать инфекционные заболевания;
— перенесение насекомых или грызунов с одной площадки или склада на другие;
— форс-мажорные обстоятельства в пути (поломка машины или оборудования, авария и т.п.).
Чтобы исключить/минимизировать риски, перевозчику необходимо:
— следовать нормам, предписанным в законодательстве;
— учитывать советы опытных перевозчиков по перевозке разных категорий продуктов.
Главные действующие в России законы по автоперевозке пищевых грузов – это:
1) новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 в сфере реализации пищевой продукции от 20.11.2020;
2) требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (с изменениями на 23 июня 2023 года);
3) правила перевозок грузов автомобильным транспортом от 21.12.2020 (ред. от 30.12.2022).
Основные требования к перевозимым продуктам:
— продукты должны находиться в транспортабельном состоянии. Упаковка должна быть целостной, чистой, не иметь постороннего запаха;
— изготовителем пищевой продукции должны быть указаны условия ее перевозки или хотя бы условия хранения;
— должна быть обозначена максимальная продолжительность транспортировки скоропортящихся грузов;
— перевозимая пищевая продукция должна сопровождаться полным пакетом документов, установленных законодательством, включая Акт о санитарной обработке, гарантирующий санитарную безопасность продукции.
Точная комплектация сопроводительных документов зависит от перевозимой продукции. Например:
— при перевозке овощей, фруктов, ягод следует получить фитосанитарный сертификат;
— при перевозке товаров животного происхождения необходим ветеринарный сертификат;
— для некоторых скоропортящихся пищевых продуктов понадобится гигиенический сертификат
и так далее.
Уточнить комплектацию необходимых документов для конкретного груза можно у любой опытной транспортной компании, а заранее осведомиться можно на сайте такой компании – например, здесь.
Выбор автотранспорта для перевозки продовольствия
Чтобы обеспечить сохранность продуктов питания (ПП) при автоперевозке, для начала следует определиться с видом автотранспорта – делают это исходя из специфики перевозимых продуктов. Различают несколько их основных видов.
1) В зависимости от происхождения:
— растительные (овощи, фрукты, ягоды, зелень);
— животного происхождения (мясо, яйца, рыба, икра);
— переработанные ПП (хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы, сыры, замороженные овощи и фрукты, полуфабрикаты, молочные продукты, масло).
2) В зависимости от условий и сроков хранения:
— длительного хранения, не требующие особых условий (макароны, крупы, консервы);
— скоропортящиеся ПП, требующие пониженных температур хранения.
3) В зависимости от состояния / температурного режима:
— свежие (без температурной обработки);
— охлажденные (с температурным режимом от +4 ºС до -6 ºС);
— замороженные (от -6 ºС до -17 ºС);
— ПП глубокой степени заморозки (ниже -17 ºС);
— подогретые (при перевозке нужна температура выше окружающей среды).
Базовый вариант перевозки ПП – это тентованные грузовики: они применяются для перевозки продуктов в упаковке, без особых требований к хранению. Молоко и другие наливные продукты перевозят в цистернах. Для скоропортящихся ПП, требующих пониженного температурного режима (продукция животноводства и в целом агропромышленного сектора), потребуются авторефрижераторы или изотермические фургоны.
Авторефрижератор – это транспортное средство (ТС) с изолированным кузовом и холодильным оборудованием для поддержания нужной температуры.
Изотермический фургон – ТС с изолированным кузовом, но без оборудования. Он поддерживает температуру лишь за счет изоляции грузового отсека.
Существуют сверхмощные авторефрижераторы с сухим льдом или сжиженным газом в кузове: их называют «ледниками» и используют для транспортировки продуктов глубокой заморозки. Если требуется не охлаждение, а подогрев (чтобы продукция не замерзла в холодное время года), то используют «термосы» – ТС с функцией подогрева кузова.
Санитарные требования к транспорту и работникам
Существует ряд санитарных требований, которые едины для любой перевозки продовольственных товаров, независимо от их вида:
— изнутри кузов автотранспорта должен быть обшит материалом, который легко поддается санитарной обработке, и оборудован стеллажами;
— следует своевременно проводить санитарную обработку автомобиля (ежедневно и по мере загрязнения) и его дезинфекцию (каждый месяц);
— сопровождающие лица и погрузчики должны использовать санитарную одежду и иметь медицинские книжки;
— специализированный автотранспорт, используемый для перевозки продуктов, нельзя использовать для других целей, например для перевозки людей.
Требования к таре для перевозки продовольствия
Выделим самые основные:
— скоропортящуюся продукцию транспортируют в закрытой промаркированной таре;
— нельзя перевозить продукты в кухонном оборудовании;
— ящики, фляги, бидоны и другие виды емкостей после использования следует промывать;
— для обработки тары и ее хранения отводится специальное помещение.
Выбор конкретной тары для перевозки продуктов определяется их видом.
Условия перевозки разных видов продуктов
Теперь посмотрим на требования к перевозке (тара и транспорт) основных видов продовольственных товаров.
Продукты длительного хранения:
— должны быть в надлежащей упаковке;
— для перевозки используют грузовые отсеки, имеющие защиту от осадков.
Кулинарные и кондитерские изделия:
— доставляются в упаковке производителя в лотках, картонных коробках, металлических контейнерах;
— для перевозки используют охлажденный грузовой отсек.
Хлебобулочные изделия:
— транспортируются в лотках; их нельзя перевозить навалом (как и кондитерские изделия);
— для перевозки используют грузовые отсеки с полками.
Молоко:
— для перевозки используют цистерны;
— цистерны должны иметь секционное разделение по температурному режиму в соответствии с дальностью поездки.
Кисломолочная продукция:
— разливается в потребительскую или транспортировочную тару;
— для перевозки используют авторефрижераторы.
Охлажденное, парное мясо:
— после обязательной проверки перед выездом (не должно быть кровоподтеков, потертостей, запахов, свидетельствующих о загнивании) партии грузятся штабелями в упаковках с надежной фиксацией внутри кузова;
— для перевозки используют изотермические фургоны.
Замороженные мясо и рыба:
— должны быть упакованы плотно в брикеты от 10 кг, которые укладываются в небольшие картонные коробки с массой загрузки 27–36 кг;
— для перевозки используют авторефрижераторы с поддержанием температуры до -18 ºС; для продуктов глубокой заморозки используют машины-«ледники».
По советам опытных грузоперевозчиков, следующие правила актуальны и для другой замороженной продукции (морепродуктов, полуфабрикатов, ягод, грибов, овощей, фруктов, мороженого, сливочного масла):
— требуется плотное размещение – в случае форс-мажора будет медленнее таять;
— запрещена транспортировка при наличии льда, снега, инея на поверхности;
— размещение на поддонах – это не допустит прилипания к полу камеры, воздух свободно циркулирует;
— погрузку и разгрузку осуществляют очень быстро, немедленно перекладывая замороженные продукты в камеры с низкой температурой.
Советы от Роспотребнадзора о том, как правильно замораживать продукты в бытовых условиях, читайте в другом нашем материале.
Живая рыба:
— помещается в охлажденную и насыщенную кислородом воду;
— для перевозки используют термоизолированные цистерны.
Овощи и фрукты:
— их доставляют в экологически безопасной упаковке или стружке для защиты от столкновений при качке и порчи в результате трения;
— они требуют обеспечения хорошей вентиляции: оставляются воздушные каналы под тарой, зазоры между рядами, расстояние между ящиками и крышей кузова – около 0,5 м;
— для перевозки используют закрытый транспорт: в идеале – авторефрижераторы или изотермические фургоны; допустимая скорость – 90 км/ч на федеральных магистралях и 60 км/ч – на региональных.
Опытные перевозчики рекомендуют разные виды тары для разных овощей и фруктов. Вот примеры наиболее распространенных:
— поздний картофель – мешки или ящики;
— молодой картофель – жесткая тара;
— помидоры – евролотки из гофрированного картона;
— лук, чеснок, капуста, болгарский перец – деревянные дощатые ящики;
— морковь и свекла – холщовые мешки;
— бахча – специально предназначенные контейнеры;
— твердые фрукты (яблоки, груши, гранаты, виноград, абрикосы, персики, слива и т.д.) – картонные коробки, поддоны из гофрокартона, деревянные ящики;
— тропические фрукты – перевозятся жесткими (недозрелыми), упакованными в полимерные мешки и поддоны из картона.
Какие продукты питания нельзя перевозить вместе:
— фрукты вместе с продуктами, которые поглощают влагу (соль, сахар, мука и т.п.);
— продукты с разными условиями хранения, в том числе охлажденную продукцию вместе с замороженной;
— готовую продукцию вместе с полуфабрикатами (не допускается контакт сырых и готовых продуктов);
— любые виды продуктов и продукцию с резким запахом (ее перевозят отдельно в герметичной упаковке или контейнере, не пропускающем воздух).
Перевозиться в одном автомобиле могут скоропортящиеся грузы, входящие в одну группу, если для них установлен единый температурный режим.
Отметим, что новые правила СП 2.3.6.3668-20 упростили ряд моментов. Так:
— прежнее требование специально оборудовать транспорт под конкретный вид продукции теперь отменено;
— маркировка автотранспорта, перевозящего конкретные продукты (мясные, молочные, хлебобулочные и т.д.), больше не требуется;
— раньше было запрещено перевозить вместе продовольственные и непродовольственные товары – теперь можно.
Вместе с тем категорически запрещено использовать один транспорт для перевозки продуктов питания и химических, токсичных, радиоактивных и других опасных веществ.
Хотя с 2021 года часть санитарно-эпидемиологических нормативов отменили, их контроль усиливается при возникновении угрозы эпидемиологического характера.
Безопасна ли перевозка продуктов, отданных на фудшеринг?
Вопрос актуален, ведь часто на фудшеринг передают скоропортящиеся продукты – овощи, фрукты, рыбу, мясо, хлеб и выпечку, молочную и кондитерскую продукцию.
Если фудшеринг осуществляется легально, фудшеринговые организации строго следят за сохранением качества продуктов. Передача продуктов фиксируется документально, проверяются все необходимые свидетельства, подтверждающие качество и пригодность к употреблению передаваемых продуктов. Для перевозки скоропортящейся и замороженной продукции используют авторефрижераторы с поддержанием требуемой температуры хранения.
Первой организацией в России, работающей по технологии промышленного фудшеринга, стал банк еды «Русь»: излишки продуктов питания от производителей и дистрибьюторов он стал принимать и перераспределять в пользу нуждающихся. Вместо того чтобы утилизировать пригодные продукты (излишки из-за перепроизводства, падения спроса, ошибок в маркировке и т.д.), компании стали отдавать их в банк еды, который отгружает их на свои склады для последующей раздачи – или сразу направляет в региональные пункты выдачи. Перевозка скоропортящихся и замороженных продуктов всегда осуществляется при этом в специальных грузовых рефрижераторах.
Чтобы помочь банку еды «Русь» оплатить логистику продуктов, можно сделать денежное пожертвование на его сайте.
Если вы – продуктовый бизнес и хотите поддержать работу банка еды в качестве жертвователя продуктов, то напишите на почту Fundraising@foodbankrus.ru.
Краткие полезные материалы и новости из мира фудшеринга читайте в наших социальных сетях:
Телеграм-канал «Про | фудшеринг»
Сообщество в VK «Про | фудшеринг»