Корпоратив в «зеленом» стиле: семь советов по экологизации мероприятия

27.10.2023
8 минут
Автор
Юлия Фетисова

Для чего нужна экологизация мероприятий? Какие вокруг нее есть мифы и как их победить? Ответы на эти вопросы можно найти в нашем недавнем материале. Предлагаем разобраться в деталях «озеленения» корпоративного мероприятия и подумать, как это сделать наиболее эффективно.

В подготовке материала нам помогли Роман Саблин, экологист, экотренер и основатель компании «Зеленый Драйвер», и Полина Кособокова, руководитель отдела сотрудничества в Ассоциации «РазДельный Сбор».

Всю работу по экологизации мероприятия Роман Саблин делит на семь основных блоков, рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Информирование и экопросвещение

На всех этапах – до мероприятия, в ходе него и после – сотрудников и участников следует информировать, что оно проводится по экопринципам. Это можно делать через электронные рассылки, обращения со сцены, информационные стенды.

Если позволят ресурсы, полезно сделать отдельный блок с эколекторием и в него включить выступления спикеров – опытных экотренеров, организовать тематические мастер-классы, чтобы эффективнее вовлекать аудиторию.

«Отлично работает демонстрация образцов от российских переработчиков вторсырья. Это оказывается хорошей новостью для тех, кто раньше слышал лишь такой миф, что в Швейцарии / Европе / Америке всё есть, а в России якобы ничего не умеют перерабатывать», – добавляет Полина Кособокова.

2. «Ноль отходов» (zero waste) как ориентир

От бумаги – к экранам

Выбирайте электронные форматы вместо бумажных везде, где это возможно: выводите всю информацию на экраны, подключайте электронные рассылки и т.д.

Многоразовые решения

Ищите такие решения, которые можно использовать из раза в раз.

– Так, бейджи могут быть картонные с ленточками, без логотипов.

– Если невозможно обойтись без баннеров, пресс-воллов, флагов и т.п., то не печатайте на них дату, название мероприятия и логотипы тех партнеров, которые меняются. Новых партнеров можно просить предоставить свои флаги для мероприятия.

«Разработать универсальный дизайн полиграфических материалов и декораций – это еще и экономично, – комментирует Полина Кособокова. – Важно продумать, как этот реквизит бережно хранить, и предупредить монтажников, чтобы работали с ним аккуратно и не отнесли после мероприятия в мусор».

Оборотная тара и экокейтеринг

Это, пожалуй, один из самых значимых пунктов в стратегии zero waste, суть которого – по максимуму уйти от одноразовой пластиковой посуды. Где же взять посуду на экофрендли-мероприятие?

– Многоразовые стаканы из безопасного пластика доступны в аренду. Так, можно обратиться в проект «Верни стакан», который создали выпускницы «Зеленого Драйвера» в Екатеринбурге (проект функционирует по всей стране).

– Существует несколько проектов экокейтеринга с многоразовой посудой. Так, в Москве вам может помочь «СновоПосуда» в партнерстве с «Наготове», а также кейтеринг от кафе «Банка».

– Если мероприятие небольшое, можно поступить как в детстве на школьных чаепитиях: каждый приходит со своей кружкой. Для позитивного стимула – продумать и объявить заранее бонусы тем, кто свою кружку принесет с собой. Для тех, кто всё же забудет, можно закупить самых простых керамических кружек. Они могут остаться потом на офисной кухне, если будут не нужны сотрудникам дома.

Полина Кособокова о мифах zero waste и гринвошинге

Существует миф о якобы более экологичной «биоразлагаемой» посуде. На самом деле биоразлагается она только в особых условиях, на свалке этот процесс не идет. А для цивилизованного сбора биоразлагаемых отходов на компостирование нет инфраструктуры.

Гораздо больше природных ресурсов сэкономят обычные металлические вилки, а не деревянные.

Производители воздушных шаров убеждают клиентов, что запуск в небо шаров из натурального каучука безвреден. Но трата ценного природного ресурса из каучуковых деревьев ради десяти минут радости выглядит опасно расточительной. Лучше заменить эти активности на другие: запуск воздушных змеев, изготовление всем вместе гирлянды из многоразовых флажков для украшения площадки и т.п.

3. Обращение с отходами

Конечно, полностью предотвратить образование отходов не получится. Однако если на мероприятии будет вторсырье, можно организовать его раздельный сбор. Для этого нужно нанять компанию-оператора, которая привезет свои контейнеры.

Оба эксперта считают, что возле контейнеров обязательно должны находиться экоконсультанты, которые объяснят, что, куда и зачем класть и куда это поедет. Иначе участники мероприятия воспримут контейнер просто как урну и переработчики получат большое количество засора.

Засором считаются все посторонние предметы, не относящиеся к определенному виду вторичного сырья. Так, засор в макулатуре – это скрепки, папки, файлы, любые другие посторонние предметы.

4. Планирование меню и фудшеринг

В идеальном варианте надо спланировать меню так, чтобы еды совсем не осталось или хотя бы не осталось очень много. В любом случае, стоит заранее запланировать фудшеринг нетронутой еды:

– раздать участникам – для этого в рассылке надо заранее попросить взять с собой ланч-боксы,

– отдать на благотворительность через фудшеринговые проекты. О том, как можно заранее продумать механику фудшеринга для корпоратива, читайте в одном из наших опубликованных материалов.

5. Энерго- и водосбережение

По возможности стоит использовать энергосберегающее светодиодное освещение. В туалетных комнатах и в целом на площадке мероприятия можно разместить креативную инфографику с советами по сбережению воды и других ресурсов.

6. Ответственные закупки, включая экомерч

Сувениры и мерч для корпоратива тоже можно выбрать максимально экологичные, например:

– ручки – из переработанного тетрапака;

– сумки – из переработанных баннеров либо из сплавленных пластиковых пакетов;

– тканевые сумки – из органического хлопка предпочтительно черного цвета.

«Сумки лучше выбрать большого размера, с лямкой через плечо. Футболки и кепки нежелательны, так как они часто не используются. Если их и делать, то не белые – это очень непрактично», – добавляет Роман.

Самое главное – любые подарки должны быть удобны для использования, чтобы они не легли на дальнюю полку шкафа или не отправились сразу же в мусорное ведро.

7. Посчитать углеродный след

Этот пункт – для продвинутых: к просчету углеродного следа надо подготовиться заранее, а после – компенсировать. Подготовка включает разработку методики подсчета для конкретного мероприятия, после чего надо начать собирать данные. Помочь в этом могут специализированные организации, такие как «КарбонЛаб».

Рассчитать углеродный след мероприятия можно на сайте «РусКлиматФонд». Классический способ для компенсации углеродного следа – это посадка деревьев.

Вместо послесловия

Очень важно измерить экологические итоги мероприятия и ознакомить с ними его участников.

Несколько советов от Романа Саблина:

– после вывоза вторсырья зафиксировать, что и сколько удалось уберечь;

– оценить количество мусора, оставшегося после мероприятия. Оно должно сильно понизиться, а в идеале – стремиться к нулю;

– измерить затраты энергии и воды, если это доступно по счетчикам;

– оценить количество участников и обратную связь от них, насколько люди были настроены и вовлечены;

– посчитать количество реализованных экорешений, которые удалось внедрить на мероприятии;

– сравнить все указанные выше итоги с предыдущими мероприятиями, если был опыт.

По мнению Полины Кособоковой, измерять результаты можно также по весу/количеству отходов, которые удалось предотвратить. Так, можно прикинуть, сколько стаканчиков не пришлось закупить, поскольку использовали обычную посуду. Если корпоратив был действительно экологичным, то вы получите впечатляющие цифры именно в этом блоке расчетов.

В последнее время в России появилось несколько инструкций, которые призваны помочь бизнесу в организации экологичных мероприятий:
– есть материалы от TSQ Sustainability,
брошюра от «РазДельного Сбора» в сотрудничестве с профильным комитетом Правительства Санкт-Петербурга,
– а Российский экологический оператор (РЭО) и волонтеры-экологи «Делай!» разработали
первый в нашей стране стандарт по экологизации форумов, который хотят внедрять на всех мероприятиях Росмолодежи.

Одним словом, тренд развивается и обещает быть долгосрочным. Присоединяйтесь!