Корпоративные экоподарки к 23 Февраля и 8 Марта: как совместить заботу о сотрудниках и природе

13.02.2025
8 минут
Автор
Юлия Фетисова

Правильно подобранные подарки и праздничные активности укрепляют отношения в коллективе и улучшают репутацию компании. «Неправильные» же подарки создают горы мусора: однотипные сувениры, статуэтки и разнообразный фирменный мерч производятся в огромных количествах, но далеко не всегда радуют получателей. Упакованные в пластик и одноразовые материалы, они часто оказываются на свалках.

В преддверии главных «гендерных» праздников в России расскажем об интересных и полезных подарках и активностях, которые смогут доставить положительные эмоции вашим коллегам, но при этом не навредят окружающей среде и даже внесут вклад в ее сохранение.

Быть экологичным значит быть в тренде

Сегодня общество сталкивается с проблемой перепотребления. Все больше людей задумываются о своем экологическом следе и стараются уменьшать его. Согласно опросу ВЦИОМ, в России это каждый второй.

Поэтому, выбирая экологичные подарки, компания:

— демонстрирует свою социальную ответственность и заботу о будущем планеты;

— показывает, что разделяет ценности сотрудников и поддерживает их стремление к осознанному потреблению (особенно важно, если в коллективе преобладают молодые поколения – миллениалы и зуммеры);

— способствует сплочению коллектива через значимую тему в социуме: на сегодня сокращение отходов – это ключевая цель в российской экоповестке;

— укрепляет положительный имидж: компании, которые заботятся об экологии, вызывают больше доверия у клиентов и партнеров, что особенно важно в условиях растущей конкуренции;

снижает затраты: многие экологичные подарки, такие как многоразовые аксессуары или онлайн-сертификаты на мастер-классы, могут быть более экономичными, чем традиционные варианты.

Хотя есть и те, кто утверждает обратное: быть в экотренде – чересчур накладно. В действительности в экосегменте подарков достаточно широкий выбор, что подтверждают профессионалы отрасли.

Роман Сукманов, маркетолог Talent Rocks – платформы для адаптации, обучения и внутренних коммуникаций:

«Тренд на экологичность успел обрасти собственной индустрией экотоваров и упаковки, и можно легко найти компании, которые подберут подарки для сотрудников или партнеров. На мой взгляд, спрос на такие товары нельзя назвать высоким, поскольку экоподарки могут продаваться по завышенным ценам.

Другой момент, что в категорию экоподарков входят не только дорогая посуда из рисовой шелухи и шоперы из переработанных материалов. Любые многоразовые предметы можно считать эко, даже если они сделаны из пластика. И при таком подходе ситуация меняется: кружки, бутылки и тому подобные вещи пользуются большим спросом.

Есть и третье измерение экологичности – цифровизация. Так, компании активно внедряют электронный документооборот, заменяют бумажные книги новичка на приложения, иногда даже сокращают количество командировок, отдавая предпочтение прямым трансляциям и другим инструментам.

Цифровизация коснулась и подарков: всё чаще дарят виртуальные сертификаты на маркетплейсы. Или проводят экологические акции, совмещенные с небольшим корпоративом или семейным праздником».

Рекомендация от Профудшеринг.рф:
Когда вы дарите сотрудникам сертификаты для покупок на маркетплейсах, то стоит добавить к ним ненавязчивую памятку: как выбрать что-то экологичное или то, что наверняка не станет вскоре мусором.

Популярные экоидеи для подарков

Ориентируясь на опыт Романа Сукманова и других специалистов по внутренним коммуникациям из сообщества «Коннектикум» в Telegram, мы составили список идей, которые можно применить в отношении экоподарков:

1. Замена канцелярии на бумажные ручки и карандаши, которые потом можно посадить в горшок.

2. Блокноты из переработанной бумаги.

3. Многоразовые экоаксессуары: термокружки, термосы, ланч-боксы и т.д.

— Хорошим подарком для сотрудников могут быть термокружки из нержавеющей стали или бамбука. Они не только экологичны, но и практичны, особенно для тех, кто любит кофе или чай на работе. 

— Еще один вариант подарка – наборы бамбуковых столовых приборов. Идеально для тех, кто часто обедает в офисе или берет еду с собой.

— Если позволяет бюджет, то можно рассмотреть и наборы для кемпинга с многоразовой посудой и другими полезными аксессуарами.

4. Рюкзаки из переработанного пластика.

5. Ручки и другая канцелярия из переработанного пластика – зачастую в составе офисных наборов.

6. Экошоперы из натуральных материалов. Они заменят одноразовые пакеты и станут полезным аксессуаром для повседневной жизни.

Каждый год в России используется около 26 млрд пластиковых пакетов. Узнайте больше, чем можно заменить пакеты, на лендинге беспакетности экологического движения «РазДельный Сбор».

7. Деревянные игрушки для детей.

8. Продукты из соломы: термокружки, чехлы для телефона и даже сумки для ноута.

9. Растения в горшках.

На 8 Марта можно подарить сотрудницам крокусы, гиацинты или другие цветы в горшочках – они быстро зацветают, после чего их можно высадить на дачах или во дворе на клумбах. Цветы в горшке – это оригинально и долговечно, в отличие от букетов, которые отправляются в мусор. На свалках нет условий компостирования, что приводит к гниению, накоплению метана и к опасным возгораниям на мусорных полигонах.

10. Органические продукты:

— наборы органического кофе или чая. Выберите продукты в экологичной упаковке, например в бумажных или тканевых мешочках;

— экокорзины с натуральными сладостями. Включите в набор мед, орехи, сухофрукты и другие полезные продукты от местных производителей – экослед местных продуктов минимален, потому что их не нужно везти издалека.

11. Экогаджеты: например, солнечные зарядные устройства (подойдут для любителей активного отдыха и путешествий), энергосберегающие лампы, умные розетки для экономии электроэнергии.

12. Экоукрашения: аксессуары ручной работы из натуральных тканей или дерева.

13. Среди «женских» подарков можно выделить экосвечи с натуральными ароматами в емкостях из стекла или металла, а также косметические средства местных производителей вместо брендов массового рынка.

14. Цифровые подарки, например:

— уникальные обои на телефон;

— корпоративные аватарки со статусами;

— видео с физкультурной разминкой для офиса

и т.д.

Практические любые цифровые подарки можно считать эко-френдли, хотя некоторые с этим несогласны из-за затрат электроэнергии. 

И еще несколько советов:

1. Не упаковывайте подарки (подарочные пакеты и упаковка очень неэкологичны) – или используйте для упаковки экологичные материалы:

— отдайте предпочтение крафтовой бумаге, которая легко перерабатывается;

— замените ленты на натуральные шнуры или тканевые ленты;

— украсьте подарок живыми цветами, веточками или сухоцветами;

— используйте многоразовые тканевые мешочки или коробки, которые получатели смогут использовать в дальнейшем.

2. Не используйте воздушные шары — они тоже неэкологичны.

3. Чтобы не покупать новые декорации и украшения для интерьера, сохраняйте старые на будущие годы или пользуйтесь арендой такого реквизита.

Впечатления и активности вместо вещей

Чтобы не пополнять (обычно и так переполненные) шкафы новыми вещами, люди и в личном, и в рабочем контекстах всё чаще отдают предпочтение подаркам-впечатлениям – они экологичны уже потому, что уменьшают потребительский спрос на вещи, а стало быть, косвенно снижают отходы.

В рабочем коллективе онлайн-сертификаты на такие подарки лучше всего предлагать сотрудникам на выбор, чтобы они могли выбрать из предложенных вариантов что-то по своим интересам. Так, можно предложить каждому сотруднику выбрать один из 10 вариантов: от посещения культурных мероприятий – похода в музей или на спектакль – до спортивного абонемента, сеанса массажа, полета в аэротрубе и т.д.

Вместо подарков также могут быть предложены полезные активности:

— сертификаты на вебинары и творческие мастер-классы – по возможности на тематики, близкие экологии: например, по созданию натуральной косметики, мыла или свечей; по росписи одежды и головных уборов, чтобы можно было давать новую жизнь старым вещам;

— экологические экскурсии – например, посещение экофермы или экологически значимого места в вашем регионе.

Экоактивности и благотворительность на праздники

Важным моментом в развитии корпоративной культуры является проведение активностей на взаимодействие, общую работу и более близкое знакомство коллег друг с другом. Они могут включать онлайн-квизы, телемосты с удаленными сотрудниками, фотоконкурсы и т.д. Устроить такие активности на 23 Февраля и 8 Марта всегда уместно.

Если в активности на взаимодействие добавить экологическую и/или социальную составляющую,то есть приурочить к праздникам проведение акции на пользу обществу и природе, это внесет вклад в ценностное воспитание сотрудников, что важно для лучшего сплочения коллектива (в данном случае вокруг внутренних ценностей компании, ее эко- и социальной ответственности).

Среди популярных форматов таких активностей:

— корпоративная высадка деревьев;

— благотворительные забеги;

— экозабеги с очисткой территорий;

— благотворительные акции.

Пример благотворительной акции может включать, например, организацию творческого мастер-класса, а после него – проведение аукциона по продаже сделанных на нем руками сотрудников сувениров. Деньги, собранные на аукционе, отправляются затем в благотворительный фонд.

Один из примеров благотворительной акции на праздники – корпоративная фасовка продуктов. Ее можно провести в сотрудничестве с банком еды – благотворительным фондом, который помогает людям едой и товарами первой необходимости.

Рассказывает исполнительный директор благотворительного фонда «Банк еды «Русь», главный редактор медиапроекта «Про фудшеринг» Анна Алиева-Хрусталёва:

«Корпоративная фасовка продуктов – это возможность встретить праздники 23 Февраля и 8 Марта в особой атмосфере вовлеченности в общее доброе дело. Такое мероприятие позволит сотрудникам проявить себя в неформальной обстановке, укрепить командный дух и стать ближе друг к другу. Можно добавить элемент соревнования – например, устроить конкурс между мужчинами и женщинами, кто соберет больше наборов. Здоровый азарт и совместная работа помогут сплотить коллектив. Мы можем организовать фасовку как в нашем офисе, так и на территории вашей компании, если там есть удобные условия для ее проведения».

Чтобы организовать корпоративную фасовку с банком еды «Русь», напишите на Fundraising@foodbankrus.ru.

Банки еды используют в своей работе технологию фудшеринга и потому участвуют в решении не только социальных проблем (помогая нуждающимся семьям с детьми, пенсионерам), но и экологических (спасая хорошие продукты с подходящими сроками годности от выбрасывания компаниями).

Вы тоже можете участвовать в фудшеринге и стимулировать к этому сотрудников. Так, если на 23 Февраля / 8 Марта у вас будет корпоративная вечеринка в большом коллективе, то стоит заранее запланировать фудшеринг остатков нетронутой еды. Как это лучше организовать, читайте в нашем специальном материале.

Помните, что для продвижения экоценностей важно не только выбрать подходящие подарки, но и обеспечить правильный формат празднования – это будет большим плюсом в пользу репутации компании.

Краткие полезные материалы и новости из мира фудшеринга читайте в наших социальных сетях:

Телеграм-канал «Про | фудшеринг»
Сообщество в VK «Про | фудшеринг»

Фотографии — ru.freepik.com, Егор Гольдин