Как понятные этикетки сокращают пищевые отходы, рассказали в Думе
«В настоящее время пищевые отходы составляют 17,9 млн тонн в год, из которых значительная часть приходится на розничную торговлю и сектор общественного питания», – заявил председатель Комитета по малому и среднему предпринимательству Госдумы Александр Демин на круглом столе, организованном фракцией «Новые люди».
Среди предложенных возможностей – внедрение единых стандартов указания срока годности на упаковках продуктов – недавно проведенное исследование показало перспективность такого метода, сообщили в ТИАР-Центре.
«Потребительское поведение говорит о том, что для покупателя более понятной и удобной является этикетка, на которой дата производства и срок годности указаны в формате «ДД.ММ.ГГ.», – рассказал проекту «Про фудшеринг» заместитель генерального директора ТИАР-Центра Антон Брежнев. – Сейчас же производители вправе указывать на этикетке информацию по-другому: например, «годен в течение 5 суток или срок годности – 30 дней».
При этом унифицированный формат может быть более удобным как для покупателя, так и для поставщиков: потребителю не нужно в уме высчитывать, до какого момента годен продукт, – он может быстро сориентироваться, если эта информация указана цифрами, пояснил Антон Брежнев.
В ином случае потребитель вправе отказаться от покупки, что может привести к увеличению количества списаний продуктов. Для поставщиков тоже есть свои плюсы – им не нужно перенастраивать оборудование, если правила едины для всех.
«Мы видим, что государство активно работает над вопросом по снижению отходообразования, и унификация может рассматриваться как одна из мер, положительно влияющая на сокращение объема отходов», – отмечает эксперт.
По его словам, результаты «полевого исследования» (изучения потребительского поведения в магазинах) показали, что 52% потребителей обращают внимание на информацию на этикетке, 21% при взаимодействии с продуктом берут другой аналогичный продукт, 9% после переборки продукта и осмотра отказываются от покупки.
В ходе проведения серии фокус-групп с потребителями выяснилось, что унификация формата указания информации на этикетке может способствовать тому, что продукты будут меньше задерживаться на полке. Потребители, участвовавшие в фокус-группах, назвали самым удобным форматом ДД.ММ.ГГ.
Потенциально такой шаг может помочь спасению продуктов от списания. Если говорить о максимальных цифрах, можно спасти от выбрасывания до 20 тонн продуктов за год в одном магазине площадью около 150 м2.
«Конечно, реальный эффект можно оценить только по итогам эксперимента. Думаю, унификация указания срока годности на этикетке может рассматриваться как один из способов снижения образования пищевых отходов наряду с фудшерингом, рациональным потребительским поведением и др. По итогам круглого стола в Госдуме мы видим, что ритейл выражает заинтересованность и готовность к таким переменам», – подчеркнул представитель ТИАР-Центра.
Вовремя «спасенными» продуктами можно было бы накормить большинство людей, живущих за чертой бедности, уверены исследователи. Подробнее о возможностях и практике сохранения продуктов для нуждающихся можно узнать на сайте банка еды «Русь».
Обложка – unsplash.com