День Земли – 2025: как сохранить планету через осознанное потребление и фудшеринг

22.04.2025
< 9 минут
Автор
Юлия Фетисова

22 апреля отмечают Международный день Земли: это ежегодное событие призвано напомнить о важности экологической ответственности. Тема 2025 года – возобновляемые источники энергии (ВИЭ) для уменьшения выбросов CO₂ и замедления парникового эффекта.

Невозможно говорить о климатических решениях, не касаясь вопроса пищевых отходов (ПО). По данным ООН, 1/5 производимых продуктов выбрасывается, а на свалках они выделяют метан, парниковый эффект которого в десятки раз сильнее, чем у CO₂. По расчетам ЮНЕП, ПО генерируют 8–10% глобальных выбросов парниковых газов.

День Земли может стать хорошим поводом для людей и компаний объединиться вокруг борьбы с пищевыми отходами. Как – рассказываем в статье.

Ключевые факты о Дне Земли:

— Впервые праздник был проведен экоактивистами в США 22 апреля 1970 года, что привело к организации «Сети Дня Земли», также известной как Earthday.org;

в 2009 году по инициативе ООН 22 апреля был учрежден Международный день Матери-Земли;

в 2024 году к акциям Дня Земли присоединились свыше 1 млрд человек в 193 странах;

в России День Земли отмечают в рамках многодневной экологической акции – Дней защиты от экологической опасности, проводящихся ежегодно с 15 апреля по 5 июня – Всемирного дня окружающей среды.

Глобальные экологические вызовы

Выделим ТОП-3 наиболее часто упоминаемых экологических проблем в мире.

1. Пластиковое загрязнение:

— ежегодно в океан попадает 8–12 млн тонн пластика;

период разложения пластиковой бутылки – 450 лет.

2. Климатические изменения:

глобальное потепление на 1,6 °C с доиндустриальной эпохи;

— увеличение частоты экстремальных погодных явлений.

В 2015 году было подписано историческое Парижское соглашение – глобальный план борьбы с изменением климата. Его ключевая цель – удержать рост средней температуры Земли в пределах 1,5 °C относительно доиндустриального уровня (в крайнем случае до 2 °C).

Ученые предупреждают: превышение отметки в 2 °C спровоцирует необратимые изменения. А именно:

— учащение экстремальных погодных явлений (аномальная жара, разрушительные ураганы, многолетние засухи);

— таяние ледников и подъем уровня океана, угрожающий прибрежным городам;

— массовое вымирание видов из-за разрушения экосистем.
Согласно исследованиям климатологов, удержание потепления в рамках 1,5 °C возможно, но для этого требуется:

— сократить глобальные выбросы CO₂ на 45% к 2030 году (относительно уровня 2020 года);

— полностью перейти на ВИЭ и углеродно-нейтральные технологии к середине века.

3. Пищевые отходы:

В мире ежегодно выбрасывается или теряется 1,3 млрд тонн продуктов питания. Этой едой можно было бы накормить 3 млрд человек: сегодня почти миллиард людей на планете голодают, растет угроза всемирного голода.

Объем ПО, производимых потребителями, составляет от 95 до 115 кг в год на душу населения в ЕС и Северной Америке; в России этот показатель тоже очень велик – 88 кг на душу населения в год.

На потери и отходы продуктов питания приходится более 4 гигатонн выбросов парниковых газов в год, или 8–10% глобальных выбросов парниковых газов.

Если бы пищевые отходы были страной, она была бы третьим по величине источником выбросов парниковых газов в мире, уступая лишь Китаю и США.

— Когда мы выбрасываем еду, мы также выбрасываем ресурсы, затраченные на ее производство: так, сельское хозяйство забирает более 70% всех запасов пресной воды на планете. Вода, используемая для производства выброшенных продуктов питания, могла бы быть использована 9 миллиардами человек из расчета около 200 л на человека в день.

Фудшеринг: как бизнес спасает еду от свалки

Сегодня компании и фермеры по всему миру ищут способы сократить потери продовольствия и уменьшить напрасные пищевые отходы. Один из самых эффективных инструментов – фудшеринг.

Фудшеринг – это практика перераспределения излишков еды между пищевыми бизнесами (производителями в пищевой отрасли, магазинами, предприятиями общепита, фермерами), благотворительными организациями и потребителями.

Причины, по которым тонны пригодных продуктов оказываются на свалках, мы не раз освещали в наших материалах. Например: почему продукты питания остаются невостребованными у производителей, в ритейле и у фермеров.

Как интегрировать фудшеринг и осознанное потребление в повседневную жизнь?

Для частных лиц:

1. Используйте мобильные приложения и группы по фудшерингу в социальных сетях: наиболее полный список площадок, через которые можно отдать или забрать еду, команда проекта «Про фудшеринг» собрала здесь.

2. Практикуйте осознанные покупки:

— составляйте списки перед походом в магазин;

— выбирайте «неидеальные» овощи и фрукты;

— покупайте товары с ближайшим сроком годности (если планируете использовать их прямо сейчас).
Больше советов – в нашем материале о том, как рационально организовать свой быт и питание в семье.

3. Организуйте обмен продуктами:

— участвуйте в соседских инициативах: домовых и подъездных чатах в ватсапе и других мессенджерах;

— создайте локальное сообщество по фудшерингу: предлагаем вдохновиться нашим материалом о том, как создавалось и работает локальное фудшеринговое сообщество в московском районе Саларьево;

— делитесь излишками с огорода и после праздничных застолий с коллегами по работе, родственниками и т.д.

Для бизнеса:

1. Общепит:

— внедрение системы динамического ценообразования;

— партнерство с фудшеринг-платформами;

— передача еды в благотворительные организации.

Представителям отрасли общепита – кафе, ресторанов, гостиничного бизнеса, кейтеринговых компаний – рекомендуем ознакомиться с нашим исследованием на тему фудшеринга в секторе HoReCa.

2. Ритейл:

— скидки на товары с истекающим сроком;

— сотрудничество с банками еды и другими фудшеринговыми организациями (см. наш материал о розничном фудшеринге).

3. Производство:

— оптимизация производственных процессов и логистики;

— пожертвование продукции, которая не может быть реализована (см. наш материал о разных видах фудшеринга, в том числе производственного).

Успешные кейсы в мире и России

1. Aramark
Один из лидеров в сфере общественного питания в США, Aramark, в День Земли 2024 года представил свои достижения и новые обязательства по сокращению пищевых отходов и достижению углеродной нейтральности. Компания внедряет следующие решения для минимизации отходов:

— «умные» технологии для точного прогнозирования спроса во избежание перепроизводства еды;

— партнерство с банками еды и локальными фудшеринговыми организациями для перераспределения излишков;

— обучение сотрудников принципам устойчивого развития.

Системный подход к сокращению пищевых отходов Aramark Sports + Entertainment демонстрирует на стадионе «Канзас-Сити Чифс». Компания оптимизирует каждый этап – от планирования меню до обслуживания болельщиков:
— используются данные о продажах билетов и промоакциях, а также цифровые технологии для точного расчета необходимого объема еды;
— несъеденные, но пригодные к употреблению продукты (включая излишки из рациона игроков) передаются местной благотворительной организации Pete’s Garden.
Результаты 2023 года:
— 5938 фунтов (почти 3 тонны) еды спасено от утилизации;
— 5000 полноценных обедов получили нуждающиеся семьи в Канзас-Сити.

2. Торговая сеть «ВкусВилл» в России:

— поддерживает систему скидок до 70% на товары с истекающим сроком годности;

— практикует фудшеринг, распределяя продукты среди своих подопечных – одиноких пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, многодетных семей и других нуждающихся.

С 2021 года «ВкусВилл» спас более 142 тонн еды; более 2700 человек получили продуктовую помощь.
На фудшеринг «ВкусВилл» передает продукты, снятые с продажи по эстетическим причинам или в связи с внешними дефектами: помятая упаковка, неправильная форма или близкий срок годности. Они абсолютно безопасны, сохраняют все питательные свойства и пригодны к употреблению.

Другие способы помочь планете 22 апреля

1. Экологичный транспорт:

— откажитесь от автомобиля хотя бы на один день;

— попробуйте каршеринг или велопрогулку.

2. Сокращение использования пластика:

— используйте многоразовые сумки и бутылки;

— откажитесь от одноразовой посуды.

3. Энергосбережение:

— замените обычные лампы на светодиодные;

— выключайте технику из розетки.

4. Экопросвещение:

— организуйте тематический кинопоказ для семьи (идеи фильмов по теме пищевых отходов – здесь;

— проведите экоурок для детей, подсказки – здесь;

— посадите дерево или цветы в палисаднике у дома.

Как отметить День Земли – 2025 дома и на работе?

1. Личный вклад:

— сдайте вторсырье в переработку;

— спасите 3+ продуктов через фудшеринг;

— купите экологичные продукты – ваш выбор влияет на рынок.

2. Корпоративные инициативы:

— проведите экофлешмоб в офисе;

— организуйте сбор макулатуры;

— если вы руководитель или даже просто инициативный работник, запустите (предложите запустить) в компании инициативы по устойчивому развитию.

А еще можно устроить волонтерскую уборку в местном парке: вместе с семьей, детьми, рабочим коллективом или только своими силами. К слову, День Земли 22 апреля – день рождения Чистомэна, того самого экоактивиста, известного своими волонтерскими уборками, и борца с мусором по всей России. В этом году проекту Чистомэн 22 апреля исполняется 10 лет, и в одном из ближайших материалов мы обещаем с ним пересечься.

Итак, День Земли – это не только разговоры об экологии, но и реальные действия. Как видим, бизнес уже меняет подход к пищевым отходам, и каждый из нас тоже может внести свой вклад. В 2025 году давайте вместе сделаем шаг к осознанному потреблению – ради будущего планеты.

Обложка — ru.freepik.com