День Земли – 2025: как сохранить планету через осознанное потребление и фудшеринг
22 апреля отмечают Международный день Земли: это ежегодное событие призвано напомнить о важности экологической ответственности. Тема 2025 года – возобновляемые источники энергии (ВИЭ) для уменьшения выбросов CO₂ и замедления парникового эффекта.
Невозможно говорить о климатических решениях, не касаясь вопроса пищевых отходов (ПО). По данным ООН, 1/5 производимых продуктов выбрасывается, а на свалках они выделяют метан, парниковый эффект которого в десятки раз сильнее, чем у CO₂. По расчетам ЮНЕП, ПО генерируют 8–10% глобальных выбросов парниковых газов.
День Земли может стать хорошим поводом для людей и компаний объединиться вокруг борьбы с пищевыми отходами. Как – рассказываем в статье.

Ключевые факты о Дне Земли:
— Впервые праздник был проведен экоактивистами в США 22 апреля 1970 года, что привело к организации «Сети Дня Земли», также известной как Earthday.org;
— в 2009 году по инициативе ООН 22 апреля был учрежден Международный день Матери-Земли;
— в 2024 году к акциям Дня Земли присоединились свыше 1 млрд человек в 193 странах;
— в России День Земли отмечают в рамках многодневной экологической акции – Дней защиты от экологической опасности, проводящихся ежегодно с 15 апреля по 5 июня – Всемирного дня окружающей среды.
Глобальные экологические вызовы
Выделим ТОП-3 наиболее часто упоминаемых экологических проблем в мире.
1. Пластиковое загрязнение:
— ежегодно в океан попадает 8–12 млн тонн пластика;
— период разложения пластиковой бутылки – 450 лет.
2. Климатические изменения:
— глобальное потепление на 1,6 °C с доиндустриальной эпохи;
— увеличение частоты экстремальных погодных явлений.
В 2015 году было подписано историческое Парижское соглашение – глобальный план борьбы с изменением климата. Его ключевая цель – удержать рост средней температуры Земли в пределах 1,5 °C относительно доиндустриального уровня (в крайнем случае до 2 °C).
Ученые предупреждают: превышение отметки в 2 °C спровоцирует необратимые изменения. А именно:
— учащение экстремальных погодных явлений (аномальная жара, разрушительные ураганы, многолетние засухи);
— таяние ледников и подъем уровня океана, угрожающий прибрежным городам;
— массовое вымирание видов из-за разрушения экосистем.
Согласно исследованиям климатологов, удержание потепления в рамках 1,5 °C возможно, но для этого требуется:
— сократить глобальные выбросы CO₂ на 45% к 2030 году (относительно уровня 2020 года);
— полностью перейти на ВИЭ и углеродно-нейтральные технологии к середине века.
3. Пищевые отходы:
В мире ежегодно выбрасывается или теряется 1,3 млрд тонн продуктов питания. Этой едой можно было бы накормить 3 млрд человек: сегодня почти миллиард людей на планете голодают, растет угроза всемирного голода.
Объем ПО, производимых потребителями, составляет от 95 до 115 кг в год на душу населения в ЕС и Северной Америке; в России этот показатель тоже очень велик – 88 кг на душу населения в год.
На потери и отходы продуктов питания приходится более 4 гигатонн выбросов парниковых газов в год, или 8–10% глобальных выбросов парниковых газов.
Если бы пищевые отходы были страной, она была бы третьим по величине источником выбросов парниковых газов в мире, уступая лишь Китаю и США.
— Когда мы выбрасываем еду, мы также выбрасываем ресурсы, затраченные на ее производство: так, сельское хозяйство забирает более 70% всех запасов пресной воды на планете. Вода, используемая для производства выброшенных продуктов питания, могла бы быть использована 9 миллиардами человек из расчета около 200 л на человека в день.

Фудшеринг: как бизнес спасает еду от свалки
Сегодня компании и фермеры по всему миру ищут способы сократить потери продовольствия и уменьшить напрасные пищевые отходы. Один из самых эффективных инструментов – фудшеринг.
Фудшеринг – это практика перераспределения излишков еды между пищевыми бизнесами (производителями в пищевой отрасли, магазинами, предприятиями общепита, фермерами), благотворительными организациями и потребителями.
Причины, по которым тонны пригодных продуктов оказываются на свалках, мы не раз освещали в наших материалах. Например: почему продукты питания остаются невостребованными у производителей, в ритейле и у фермеров.
Как интегрировать фудшеринг и осознанное потребление в повседневную жизнь?
Для частных лиц:
1. Используйте мобильные приложения и группы по фудшерингу в социальных сетях: наиболее полный список площадок, через которые можно отдать или забрать еду, команда проекта «Про фудшеринг» собрала здесь.
2. Практикуйте осознанные покупки:
— составляйте списки перед походом в магазин;
— выбирайте «неидеальные» овощи и фрукты;
— покупайте товары с ближайшим сроком годности (если планируете использовать их прямо сейчас).
Больше советов – в нашем материале о том, как рационально организовать свой быт и питание в семье.
3. Организуйте обмен продуктами:
— участвуйте в соседских инициативах: домовых и подъездных чатах в ватсапе и других мессенджерах;
— создайте локальное сообщество по фудшерингу: предлагаем вдохновиться нашим материалом о том, как создавалось и работает локальное фудшеринговое сообщество в московском районе Саларьево;
— делитесь излишками с огорода и после праздничных застолий с коллегами по работе, родственниками и т.д.
Для бизнеса:
1. Общепит:
— внедрение системы динамического ценообразования;
— партнерство с фудшеринг-платформами;
— передача еды в благотворительные организации.
Представителям отрасли общепита – кафе, ресторанов, гостиничного бизнеса, кейтеринговых компаний – рекомендуем ознакомиться с нашим исследованием на тему фудшеринга в секторе HoReCa.
2. Ритейл:
— скидки на товары с истекающим сроком;
— сотрудничество с банками еды и другими фудшеринговыми организациями (см. наш материал о розничном фудшеринге).
3. Производство:
— оптимизация производственных процессов и логистики;
— пожертвование продукции, которая не может быть реализована (см. наш материал о разных видах фудшеринга, в том числе производственного).
Успешные кейсы в мире и России
1. Aramark
Один из лидеров в сфере общественного питания в США, Aramark, в День Земли 2024 года представил свои достижения и новые обязательства по сокращению пищевых отходов и достижению углеродной нейтральности. Компания внедряет следующие решения для минимизации отходов:
— «умные» технологии для точного прогнозирования спроса во избежание перепроизводства еды;
— партнерство с банками еды и локальными фудшеринговыми организациями для перераспределения излишков;
— обучение сотрудников принципам устойчивого развития.
Системный подход к сокращению пищевых отходов Aramark Sports + Entertainment демонстрирует на стадионе «Канзас-Сити Чифс». Компания оптимизирует каждый этап – от планирования меню до обслуживания болельщиков:
— используются данные о продажах билетов и промоакциях, а также цифровые технологии для точного расчета необходимого объема еды;
— несъеденные, но пригодные к употреблению продукты (включая излишки из рациона игроков) передаются местной благотворительной организации Pete’s Garden.
Результаты 2023 года:
— 5938 фунтов (почти 3 тонны) еды спасено от утилизации;
— 5000 полноценных обедов получили нуждающиеся семьи в Канзас-Сити.
2. Торговая сеть «ВкусВилл» в России:
— поддерживает систему скидок до 70% на товары с истекающим сроком годности;
— практикует фудшеринг, распределяя продукты среди своих подопечных – одиноких пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, многодетных семей и других нуждающихся.
С 2021 года «ВкусВилл» спас более 142 тонн еды; более 2700 человек получили продуктовую помощь.
На фудшеринг «ВкусВилл» передает продукты, снятые с продажи по эстетическим причинам или в связи с внешними дефектами: помятая упаковка, неправильная форма или близкий срок годности. Они абсолютно безопасны, сохраняют все питательные свойства и пригодны к употреблению.

Другие способы помочь планете 22 апреля
1. Экологичный транспорт:
— откажитесь от автомобиля хотя бы на один день;
— попробуйте каршеринг или велопрогулку.
2. Сокращение использования пластика:
— используйте многоразовые сумки и бутылки;
— откажитесь от одноразовой посуды.
3. Энергосбережение:
— замените обычные лампы на светодиодные;
— выключайте технику из розетки.
4. Экопросвещение:
— организуйте тематический кинопоказ для семьи (идеи фильмов по теме пищевых отходов – здесь;
— проведите экоурок для детей, подсказки – здесь;
— посадите дерево или цветы в палисаднике у дома.
Как отметить День Земли – 2025 дома и на работе?
1. Личный вклад:
— сдайте вторсырье в переработку;
— спасите 3+ продуктов через фудшеринг;
— купите экологичные продукты – ваш выбор влияет на рынок.
2. Корпоративные инициативы:
— проведите экофлешмоб в офисе;
— организуйте сбор макулатуры;
— если вы руководитель или даже просто инициативный работник, запустите (предложите запустить) в компании инициативы по устойчивому развитию.
А еще можно устроить волонтерскую уборку в местном парке: вместе с семьей, детьми, рабочим коллективом или только своими силами. К слову, День Земли 22 апреля – день рождения Чистомэна, того самого экоактивиста, известного своими волонтерскими уборками, и борца с мусором по всей России. В этом году проекту Чистомэн 22 апреля исполняется 10 лет, и в одном из ближайших материалов мы обещаем с ним пересечься.
Итак, День Земли – это не только разговоры об экологии, но и реальные действия. Как видим, бизнес уже меняет подход к пищевым отходам, и каждый из нас тоже может внести свой вклад. В 2025 году давайте вместе сделаем шаг к осознанному потреблению – ради будущего планеты.
Обложка — ru.freepik.com