Время шеринга: как внедрить своп в любой бизнес
В наше время бурно развивается сфера шеринга (от анг. share – «делиться») – проекты и сервисы совместного пользования вещами. Каршеринг, букшеринг, стройшеринг, фудшеринг… «Зашерить» автомобиль за плату или ненужную кастрюлю борща в пользу ближнего – явления хотя и разного порядка, но со схожим мотивом – более рационального использования ресурсов. Еще одно новое понятие в этом ряду – «своп»: своп-маркеты приглашают людей совместно использовать и обмениваться вещами – имея в виду не только, но главным образом одежду и обувь.
О шеринге и о возможности внедрения своп-системы в любой бизнес мы поговорили с основательницей одного из самых успешных своп-маркетов в России – социально-экологического проекта «Давай меняться!». Предоставляем слово Анастасии Носковой.
Шеринг: мотивы различны, польза одна
Шеринг – это совместное владение какой-то вещью. Одни приходят к нему ради выгоды и удобства, другие – из личных убеждений, когда осознают губительное влияние чрезмерного производства и потребления на экологию и хотят снизить свой экологический след на планете.
Не так важно, что побуждает человека выбирать шеринговые сервисы. Важно, что и в том, и в другом случае снижается спрос на новые товары. А значит, снижается спрос на их производство и нагрузка на экологию. Поэтому так важно вовлекать людей в шеринг, делать такие сервисы более доступными и привлекательными.
Идея своп-маркета пришла спонтанно
По своему образованию и сфере деятельности я маркетолог и экономист. Более 15 лет работала в области маркетинга и продаж в крупных компаниях по продаже товаров FMCG.
FMCG – аббревиатура от английского выражения Fast-Moving Consumer Goods, дословно: потребительские товары быстрого оборота. К ним относятся товары повседневного спроса, которые люди покупают каждый день: продукты, бытовая химия, средства гигиены, товары для животных и т.д.
Работая в этой сфере, я осознала, как изощренно, с помощью маркетинговых инструментов товары в немыслимых объемах продаются людям, вне зависимости от их реальных потребностей. Стало ясно, что экономика с огромной скоростью несет человечество в пропасть.
Впоследствии я узнала, что есть альтернатива: идея устойчивого развития (УР) и 17 целей УР, в которых заключена наша надежда на сохранное будущее. У меня двое детей, и мне важно, в каком мире они будут жить. Поэтому я решила: если начну свой бизнес, то он должен быть из поля экономики будущего – экономики устойчивого развития.
Проблема захламленности – у каждого второго.
Исходя из моей специализации по продаже товаров людям, я задалась вопросом: а какая может быть альтернатива шопингу, желательно еще и с выгодой для людей? Однозначно – это обмен: когда сдаешь свое ненужное (решая проблему захламленности, которая есть практически у каждого второго), а взамен берешь нужное.
Выгода – главный мотиватор
Оплата в своп-маркетах символическая – только за услугу обмена. Выгода налицо! И вот проект уже четыре года стабильно развивается и вглубь, и вширь.
В нашем своп-маркете можно:
1) отдать ненужные вещи на благотворительность;
2) обменять на нужные;
3) сдать вещи на переработку.
Также мы проводим своп-вечеринки, для детей организуем тойкроссинги – обмен игрушками. Такие мероприятия можно и нужно проводить и самостоятельно, в кругу друзей и знакомых.
Своп пришел из Европы, точнее, из послевоенной Англии. Как правило, раньше это были домашние посиделки подруг для обмена вещами. В 2000-х своп обрел формат светских вечеринок подруг с музыкой и шампанским. Сейчас, в 20-х годах своп уже включает в себя желание подсветить проблемы экологии. Как правило, мотивация того, кто приходит в своп-маркет, – это не просто желание получить хорошие вещи даром, но и проявить себя осознанным человеком, который заботится об окружающей среде.
Мы уверенно развиваемся
1. На данный момент мы уже федеральная сеть: более 20 своп-маркетов в 11 городах России. В течение года мы ожидаем быстрый рост за счет привлечения дополнительных сотрудников по развитию сети.
2. У нас действует единая система обмена и электронных кошельков: так, сдавая вещи в Ижевске или Уфе, клиент может приобрести нужные вещи за начисленные баллы (свопы) в Москве или, например, в Сочи. У всех своп-маркетов сети общая клиентская база, которая постоянно растет.
Финансово нас никто не поддерживает
Однако мы сотрудничаем со многими организациями, проводим совместные экоакции. Среди наших партнеров:
— БФ «Второе дыхание»,
— «Самолет Плюс»,
— Х5 Retail Group,
— СБЕР,
— РЖД,
— АСПЭК.
СМИ иногда приходят бесплатно осветить наши мероприятия.
Показатели роста
1. Изначально у нас не было направления «переработка» – теперь принимаем и изношенные вещи. Ежемесячно на переработку идет около 12 тонн одежды.
2. В благотворительность мы ежемесячно направляем более 17 тонн одежды и обуви.
3. Регулярно в обмене принимают участие более 20 тыс. человек.
4. Мы входим в двадцатку лучших экопроектов страны («Зеленая премия» от РЭО) и прошли сложный конкурс по отбору проектов, «способных менять мир к лучшему». По итогам конкурса я, как руководитель, прошла очное обучение в Австрии – чтобы научиться лучше управлять «зелеными» проектами.
5. Поначалу у нас были бумажные купоны (свопы). Сейчас уже есть сайт, программное обеспечение (ПО) по обмену товарами, приложение – электронный кошелек для клиентов.
С помощью этого ПО предприниматели смогут не только продавать свои товары и услуги, но и обмениваться ими. Это и просто, и выгодно всем.
О сути своп-ПО для предпринимателей
Наше ПО представляет собой учетную запись магазина/мастера с доступом к системе обмена и всей базе клиентов, которые посещают свопы. Имея такой доступ, можно организовать полноценный или частичный своп в своих магазинах, шоурумах, салонах красоты, ресторанах и пр.
Через ПО можно:
1) регистрировать и заводить электронный кошелек для новых клиентов;
2) оценивать и начислять электронные деньги – свопы (баллы) на кошелек клиента;
3) списывать баллы за свои товары/услуги;
4) начислять кешбэк за покупки в рублях.
По итогу дня можно увидеть, сколько клиентов приходило, сколько было транзакций (обменов, покупок), сколько дохода это принесло. Также можно составлять различные отчеты для анализа деятельности свопа.
Это первый вариант: полноценный своп-маркет.
Второй вариант – это частичный своп: его также можно организовать в своем заведении через наше ПО. Тогда услуги и товары будут продаваться как обычно, но клиенты, у которых есть своп-кошельки, могут оплатить свопами (баллами) до 25% от стоимости покупки.
В случае частичного свопа у организатора нет возможности начислять баллы, можно только списывать их. При этом все списанные свопы начисляются организатору на его собственный своп-кошелек.
ПО для организации частичного СВОПа в любых заведениях – магазинах, салонах красоты, кафе, ресторанах и т.д. – внедряется очень легко и сейчас находится на завершающем этапе разработки. ПО для полного свопа уже работает. Обучение проводит наша команда.
Необходимо лишь оплатить доступ – и далее помесячная абонентская плата за ежедневную техническую поддержку, развитие ПО и приложения. На данный момент стоимость очень низкая, так как в наших интересах развить сеть очень быстро.
Хотелось бы развивать и фудшеринг
Нас всех с детства учили, что нельзя выбрасывать еду, и мне давно интересна идея фудшеринга, хотелось бы развивать и это направление. Но проекты по фудшерингу сложно реализовать из-за коротких сроков годности некоторых продуктов, а особенно готовой еды. Кроме того, пока нет понимания по вопросам логистики и по соседскому размещению с непродовольственными б/у товарами. Фудшеринг стоить развивать масштабно: вовлекать крупных игроков рынка, в том числе государство, крупные ритейловые сети.
А теперь БОНУС: лайфхаки для передачи одежды в своп-маркет
1. Прежде всего это настрой. Сдавая свои вещи и выбирая вещи в свопах, вы не просто идете на шопинг, а вкладываетесь в развитие экологических инициатив: своим выбором, временем и небольшой оплатой услуг вы поддерживаете нас, а это значит, что экопроекты будут развиваться и делать мир чище и экологичнее.
2. Идя в своп-маркет, чтобы не просто сдать вещи, но и выбрать что-то для себя, имейте в запасе один-два часа. Да, в обычном магазине все удобно развешано по размерам и цветам, но и стоит в десятки раз дороже. В свопе вы сможете найти за пару часов вещи не хуже и при этом заплатите копейки.
3. Не стесняйтесь обращаться к консультантам. Как правило, они принимают и развешивают каждую вещь самостоятельно и потому хорошо разбираются в ассортименте. Вам обязательно помогут найти нужное.
4. Когда сдаете вещи, проявляйте уважение к принимающему – тому, кто будет смотреть каждую вашу вещь – да, включая и ту грязную порванную кроссовку, в которой даже нет стельки (к сожалению, такого добра приносят много). А также и уважение к тем, кто потом будет этими вещами пользоваться. Ведь сдавая свои вещи, мы хотим сделать доброе дело – важно, чтобы людям было приятно.
Итак, вещи должны быть:
1) чистыми, с приятным запахом после стирки или вообще без какого-либо запаха;
2) сухими;
3) если вещи идут на благотворительность или обмен, они не должны иметь никаких дефектов, видимых следов износа;
4) если вы сдаете вещи в контейнер, то они должны быть герметично упакованы в пластиковый пакет.
За шерингом – будущее
Уверена, что это тренд, который со временем будет становиться все популярнее и популярнее.
Фотографии — Анастасия Носкова